Автор Тема: Гуманная педагогика  (Прочитано 17927 раз)

Татьяна Чиркова

  • ***
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 2572
  • сказали спасибо: 176
    • Просмотр профиля
Гуманная педагогика
« : 17 Июнь 2015, 09:27:53 »
Гуманная педагогика - педагогика не насилия, педагогика, создающая духовную общность между педагогом и ребенком, открывающая умение слушать и слышать ребенка, умение быть с ребенком. В ней много вдохновения, жизненной силы и человечности.
« Последнее редактирование: 24 Ноябрь 2015, 18:01:59 от Татьяна Чиркова »
клуб гуманной педагогики
https://vk.com/gumannajapedagogika

занятия по звукотерапии
https://vk.com/rogdenye_v_golose

maryla

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13722
  • сказали спасибо: 576
  • Мария Гусева
    • Просмотр профиля
Re: Гуманная педагогика.
« Ответ #1 : 17 Июнь 2015, 09:30:55 »
ура)
Имей совесть и делай, что хочешь! (С)
http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/705610.html

Татьяна Чиркова

  • ***
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 2572
  • сказали спасибо: 176
    • Просмотр профиля
Re: Гуманная педагогика.
« Ответ #2 : 17 Июнь 2015, 09:31:33 »
Избрать качество огня своего.

Мое знакомство с гуманной педагогикой началось год назад. В завершение летних каникул прошлого года я случайно наткнулась на материалы Международных педагогических чтений. Меня очень увлекло то, что я обнаружила. Я записалась на дистанционные курсы, прочитала классиков, тексты которых предложены в первом разделе курса, посмотрела видео Шалвы Александровича. Остановилась на том, чтобы написать эссе. Эссе переписывала несколько раз, но не решилась отправить.  Потом мне посчастливилось побывать на фестивале гуманной педагогики в Краснодаре. Чувства, мысли, поднятые на фестивале, долго осмыслялись.

Из дневника.
Днем исследовала окрестности, отдыхала в номере, ела вкусные пирожки, а вечером - встреча в пяти минутах ходьбы от гостиницы. На встрече - плакала. Постоянно поднимались чувства, и слезы текли по лицу. Но в них не было трагедии. Состояние внутри - я - дома, что дом - это весь мир, в котором есть такие люди, как Шалва Амонашвили. Благодарность богу за все, что есть в моей жизни, за то, что нахожусь рядом с великим Человеком. Он говорил о романтике воспитания, о том, что в воспитании не бывает потом, есть только сейчас. Рассказывал известную всем историю о БуратинО. Так он ставит ударение в этом слове и в этом тоже есть для меня большая ценность, рождающая душевный отклик. Эта кукла очень сблизила его с сыном, потом с дочкой, потом с внучкой. Да, не нужно воспитывать детей, просто живи с ними, вместе проживай уроки жизни от сердца, от души. Где-то внутри у меня зрел вопрос, и я его решилась задать. Не как учитель, как мама. О моем взрослом сыне, о нем болит душа. Шалва внимательно посмотрел на меня, увидел мое волнение, попросил не вставать, его глаза и сейчас передо мной. Под его взглядом мне стало спокойно, вопрос родился ровным и понятным, его присутствие помогло мне. Ответ был очевидным для меня, но то, что я получила через это короткое общение с Мастером, более ценно. Что я получила? Внимание, заботу - трудно выразить, что произошло. Но во мне осталось что-то большое и теплое. Я приняла это как дар Учителя.
Вопрос был о том, что делать, если у ребенка был дар, а ты не помог ему его раскрыть. И вот мальчик уже не ребенок, ему двадцать лет. Собирается жениться, а сам еще не нашел себя, не то, что про дары думать. На что Учитель ответил (это я так поняла) что у детей, если дар не раскрывать, дар бог забирает. Но присутствие, участие меняет жизнь и взрослого ребенка. И участие терпеливое, которое может проявиться не сейчас и не завтра. Не только слова меня тронули, а то, как говорил Шалва Александрович. Вот что нужно всем, и детям. Любовь, которая не останавливается. Она просто не может остановиться. Она безконечна. Она движется.

В течение года я так и не смогла продолжить обучение. Это связано не только с нехваткой времени. Созревала для учебы. За этот год я очень изменилась. Я признала, что я авторитарный педагог. Хотя у меня мягкий характер. Я играю в гуманного педагога, я им не являюсь. Почему? Из-за страха не состояться в профессии. Я закрыта, мнительна, интроверт. Много думаю, мало делаю.  Увидев  в себе авторитарного педагога, не стала с ним бороться, просто потихонечку меняю свое общение с детьми, их родителями, администрацией, меняю отношение к детям, отношение к себе. Открываюсь. Я работала в шестом классе. Мы вместе с ребятами читали «Маленького принца» Экзюпери, «Чайку Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Делали вместе театральную постановку-посвящение. Особенно я горжусь синими шторами со звездами. Я приносила в класс свою швейную машинку, сшивала полотнища темно-синего цвета. Девочки с мамами приклеивали на шторы звезды, папа  одного ученика умело прикрутил карнизы. После постановки шторы снимать не стали, теперь у нас в литературной рекреации каждый день тайна - звездное небо... Это, действительно, счастье – делать что-нибудь вместе.

Из дневника.
Разговаривала по телефону с Мариной Игоревной, директором 200 школы города Москвы. Она тридцать лет в гуманной педагогике. Мои вопросы были прагматичны: как создать родительский клуб и провести урок. Все же это выглядело, как дайте списать, пожалуйста.  Марина Игоревна минут пятнадцать терпеливо объясняла мне, что готовых решений в гуманной педагогике нет. Все происходит здесь и сейчас. Из этого разговора ничего нового я для себя не услышала. Но... Я поняла в очередной раз, как я через голос наполняюсь новым смыслом, который потом разворачивается во мне. Для меня важно слышать, как звучит человек. Из разговора я получила уверенность, стержень во мне появился. Раньше начинаю читать гуманистов и улетаю. С чем идти в класс? Все на чувствах, на уровне разумности - ноль. Теперь по-другому. Появляется-таки сухой остаток. Завтра вместо классного часа буду проводить урок "Чудо" - "час удивительно доброго общения". Будем читать притчи и обсуждать их. Конечно, решать какие-то текущие дела. Вот это мне тоже нравится, что я ввожу в речь осознанные понятия. Теперь у нас нет классного часа, но есть ЧУДО. Нет знаков препинания, но есть СМЫСЛОВЫЕ знаки.

Итак, в чем же качество огня, который я выбираю не только как педагог, но и как человек? 
Как-то я расшифровала для себя слово сила. СИЛА – это Свет(знание) И Любовь…
Я выбираю силу, силу разума и любви, их взаимодействие  в открытости, искренности, честности, щедрости души и духа, в сотрудничестве и сотворчестве для простой счастливой человеческой жизни.
клуб гуманной педагогики
https://vk.com/gumannajapedagogika

занятия по звукотерапии
https://vk.com/rogdenye_v_golose

Татьяна Чиркова

  • ***
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 2572
  • сказали спасибо: 176
    • Просмотр профиля
Re: Гуманная педагогика.
« Ответ #3 : 17 Июнь 2015, 09:34:22 »
Притча о самой лучшей школе…
В самой лучшей школе - самый лучший ремонт, самая дородорогая оплата, самое лучшее оборудование. Или все-таки «лучшесть» в другом?
Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
- Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик.
- Эй, маленький толстяк,- скорчил рожицу другой.

Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали.
Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
- Ура, я не пойду в школу, - обрадовался мальчик.
- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. – Я сам найду тебе школу.
Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать лучшего учителя.
Увидев какую–нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других – дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошел в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
- Дедушка, вам плохо, принести воды? – послышался голосок.
- У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик.
- Хотите, я позову учителя? – спросил другой ребенок.
Вскоре во двор вышел молодой учитель.
Дед поздоровался и сказал:
- Наконец я нашел лучшую школу для моего внука.
- Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная. Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел.
Вечером мама мальчика спросила деда:
- Отец, Вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?
- По ученикам узнают учителей, - ответил дед.
клуб гуманной педагогики
https://vk.com/gumannajapedagogika

занятия по звукотерапии
https://vk.com/rogdenye_v_golose

Татьяна Чиркова

  • ***
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 2572
  • сказали спасибо: 176
    • Просмотр профиля
Re: Гуманная педагогика.
« Ответ #4 : 17 Июнь 2015, 09:37:08 »

Доброта воспитывается добротою.
Любовь воспитывается любовью.
Радость воспитывается радостью.
Благородство воспитывается благородством.
Личность воспитывается личностью.

Сталь закаляется огнем, а сила духа растет от дыхания жизни.
Воображение ничто в сравнении с жизнью.
Учите читать книгу мудрости, разлитой в условиях жизни.
Жизнь это шанс - не упусти его.
Жизнь это красота - удивляйся ей.
Жизнь это мечта - осуществи её.
Жизнь это тайна - разгадай её.
Жизнь это трагедия - выдержи её.
Жизнь это приключение - решись на него.
Жизнь это жизнь - спаси её.
Дети не готовятся к жизни - они в ней живут.

Шалва Амонашвили
клуб гуманной педагогики
https://vk.com/gumannajapedagogika

занятия по звукотерапии
https://vk.com/rogdenye_v_golose

Татьяна Чиркова

  • ***
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 2572
  • сказали спасибо: 176
    • Просмотр профиля
Re: Гуманная педагогика.
« Ответ #5 : 17 Июнь 2015, 09:38:20 »
Мои мысли о вдохновении.
 
Об учительском вдохновении и учительском творчестве. Вдохновение для меня не есть некое чуждое явление. Я живу вдохновением.
 
Давно оно стало естеством моего духа, образом моей жизни. Я открыт для вдохновения, а вдохновляет меня всё.
 
Всё вдохновляет.
 
Вдохновляют Кавказские горы.
 
Вдохновляет красота.
 
Вдохновляют дети, учителя.
 
Вдохновляет жена.
 
Вдохновляет моя правнучка Тамусики.
 
Вдохновляют ласточки, которые гнездятся на моей веранде.
 
Вдохновляют цветы, облака, камни, журчанье ручья.
 
Вдохновляет виноградная кисть на лозе.
 
Вдохновляет память, мечта, воображение.
 
Вдохновляют классики педагогики...
 
Могу вдохновиться даже возмущением, даже грустью, даже неудачей, даже безысходностью, даже несправедливостью.
 
В общем, вдохновляет меня сама жизнь, которую мне хотелось бы сделать лучше.
 
Вдохновение меня устремляет.
 
Куда?
 
Направление всегда одно и то же – будущее.
 
Я путешествую во времени как челнок: несу туда из сегодняшнего дня мысли и идеи, чтобы будущее проверило их, поставило на них свою печать одобрения, и спешу обратно ещё более вдохновлённый – надо ускорить время и подтянуть настоящее до будущего; надо жить сегодня так, как хотели бы мы жить в будущем.
 
На этот раз вдохновила меня моя Фея, которая всегда рядом со мной. Она шепнула мне: «Пиши об учительском вдохновении на творчество, о вдохновении учеников».
 
Но что это такое – вдохновение?
 
Хотя оно живёт во мне давно, но мне показалось, что я его совсем не знаю.
 
Я поспешил к верным наставникам – мудрым книгам, перечитал их, выписал мысли и начал над ними размышлять.
 
«Надо же, – подумал я про себя, осознав, с чем имею дело, – это же могущество наше – дар вдохновения!»
 
Что это слово может означать?
 
«Пойдём к детям, они помогут нам в нём разобраться», – подсказало сердце.
 
И я пришёл к ним.
 
– Дети, мне нужна ваша помощь!
 
– Скажите, и мы вам поможем... – ответили они.
 
Они почувствовали, что надо спасти учителя и вдохновились.
 
– Что может означать слово «вдохновение»?
 
– Это же просто, – ответили они мне весело, – вдох нового...
 
Да, так и написано в одном редком словаре: «Вдохновение – вдох нового». Но дети же не знают его?
 
– Объясните, пожалуйста, откуда этот вдох нового, вот что я хочу от вас узнать!
 
Давно я убедился: дети имеют дело с первоисточниками, потому всегда знают, о чём говорят и уверены, что говорят правду. Они удивляются тому, что взрослые этого не знают и не понимают. Вот и сейчас они смотрят на меня с досадой: «Эх, ты, учитель!» И объясняют.
 
– Как откуда?! От Небес... Вдохновение даруют нам Небеса... Небеса вдохновляют...
 
– Значит, Небеса...
 
Ведь в мудрых книгах я вычитал о том же! А дети знают о Небесах без книг.
 
– Что нам даёт вдохновение? – спрашиваю я.
 
– Как что?! – удивляются они моей непонятливости и спешат объяснить.
 
– Прибавляются силы во сто, тысячу раз больше...
 
– Горы можете свернуть...
 
– Творить будете успешнее...
 
– Самые интересные люди – вдохновлённые...
 
– Они смелые...
 
Тогда задаю им последний вопрос:
 
– Как мне быть, если пришло ко мне вдохновение?
 
И разом получаю каскад наставлений:
 
– Действуйте, творите...
 
– Спешите...
 
– Берегите вдохновение...
 
– Делитесь им с другими... вдохновляйте других...
 
– Увлекайте их за собой...
 
Я записываю наставления и вижу: то же самое я выписал из мудрых книг.
 
– Спасибо... – говорю детям.
 
Они расходятся, но двое задержались. Один говорит мне наставнически, на что, как я тут же убедился, он имел право:
 
– Вдохновитесь сами и вдохновляйте нас. Тогда увидите, какое у вас получится воспитание, а у нас – школьная жизнь...
 
А другой обратился ко мне с искренней просьбой:
 
– Учитель, вдохнови меня на творчество!
 
И Фея моя шепнула мне: «Это есть обращение всех детей ко всем учителям».
 
Шалва Амонашвили
клуб гуманной педагогики
https://vk.com/gumannajapedagogika

занятия по звукотерапии
https://vk.com/rogdenye_v_golose

Татьяна Чиркова

  • ***
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 2572
  • сказали спасибо: 176
    • Просмотр профиля
Re: Гуманная педагогика.
« Ответ #6 : 17 Июнь 2015, 09:39:29 »
Чем мы, учителя, обычно гордимся?
 
Тем, что учим наших детей доступно и прочно.
 
Но достойна ли такая гордость?

 
Нет, потому что будущему совсем не нужны люди, которые прочно хранят в себе груз прошлого. Жизнь будет преобразовываться не прочными знаниями людей, а их умением творить прекрасное и устремиться к прекрасному.
 
Потому каждого из наших учеников надо вдохновлять на творчество, на «путешествие» в будущее, чтобы они научились строить настоящее.
 
Хватит мечтать о светлом будущем. Надо научиться самим и научить наших учеников перетягивать завтрашний свет в день сегодняшний. Пусть настоящее станет светлым, таким, как нам представляется завтрашний день. Тогда радость ожидаемого будущего станет действительно притягательной.
 
Знал ли Ребёнок, о чём он говорил, когда обратился ко мне, к каждому из нас, с просьбой: «Учитель, вдохнови меня на творчество!»
 
Знал, конечно!
 
Дети многое знают, но становятся бессильными против наших авторитарных рвений. И ломаются. И вместо того, чтобы хватать звёзды с неба, мы пытаемся уподоблять их самим себе.

Шалва Амонашвили
клуб гуманной педагогики
https://vk.com/gumannajapedagogika

занятия по звукотерапии
https://vk.com/rogdenye_v_golose

Татьяна Чиркова

  • ***
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 2572
  • сказали спасибо: 176
    • Просмотр профиля
Re: Гуманная педагогика.
« Ответ #7 : 17 Июнь 2015, 09:40:37 »
Учитель черепашек был недоволен своими учениками: медлительные, тугодумы, глупые, им только шалить да играть. «Какие из них получатся черепахи? – грустно размышлял он, – Такие же жалкие, каких много на свете». Учителю было скучно их воспитывать и учить.
 
Черепашкам тоже не нравился их учитель: безрадостный, безжизненный, дальше своей программы ничего не видит. Как только учитель начинал урок, в классе опускались сумерки.

 
Однажды морская волна перевернула учителя на спину. Он измучился, но не смог встать на ноги.
 
Тем временем стемнело, и он впервые увидел над собой Звёздное Небо.
 
К счастью, в нём ещё ютился дар восхищения.
 
– Ооо... – только и вырвалось у него из груди.
 
Звёзды показались ему его учениками, а Небо – великой жизнью.
 
В голове у учителя промелькнула мысль: «Как на Небе, так и на Земле», и почувствовал он в себе такой прилив энергии, что воспарил над землёй и полетел к своим ученикам.
 
Те, увидев своего учителя летающим и услышав от него страстный рассказ о Звёздном Небе, тоже вдохновились мыслью стать Звёздами и познать жизнь Небесную.
 
Скептиков-коллег оказалось много. Они до сих пор злословят и высмеивают учителя и его учеников за их «глупый» порыв, и не замечают, что у черепашек вырастают крылья.
 
А ученики со своим учителем не собираются останавливаться на полпути, ибо они познали радость творческого вдохновения.

Шалва Амонашвили
клуб гуманной педагогики
https://vk.com/gumannajapedagogika

занятия по звукотерапии
https://vk.com/rogdenye_v_golose

Татьяна Чиркова

  • ***
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 2572
  • сказали спасибо: 176
    • Просмотр профиля
Re: Гуманная педагогика.
« Ответ #8 : 17 Июнь 2015, 09:42:19 »
Письма в будущее

Раз в год пишите письмо своему ребёнку! Письмо, которое он прочитает, когда станет взрослым. Расскажите ему забавные истории о том, что случилось с ним за этот год, о трудностях и радостях, о том, что было важного в вашей и его жизни, о ваших мыслях о будущем и так далее. Дополните письмо фотографиями, открытками, записочками и другими памятными вещами, которые иначе со временем исчезнут. И конечно, не забудьте, рассказать, как сильно вы его любите.
Сложите в папку и забудьте на много лет. И так каждый год. В день совершеннолетия подарите ребёнку эту папку. Она станет для него бесценным хранилищем родительской любви и памяти о детстве. И в радостные, и в тяжёлые минуты она будет для него напоминанием, что ваша любовь оберегает его всегда.

Шалва Амонашвили
клуб гуманной педагогики
https://vk.com/gumannajapedagogika

занятия по звукотерапии
https://vk.com/rogdenye_v_golose

Татьяна Чиркова

  • ***
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 2572
  • сказали спасибо: 176
    • Просмотр профиля
Re: Гуманная педагогика.
« Ответ #9 : 17 Июнь 2015, 09:44:16 »
10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЯМ ОТ ЧЕЛОВЕКА, ВОШЕДШЕГО В ГАЗОВУЮ КАМЕРУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ.

"Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти свою жизнь трижды.

В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне страшных событий.


Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто.

А в третий — когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:
— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
— А дети?
— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.
А через несколько дней, в концлагере Треблинка, Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.

В принципе, можно больше ничего не знать о Корчаке. И прочесть 10 заповедей, рекомендованных этим потрясающим человеком для воспитания детей:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой."
клуб гуманной педагогики
https://vk.com/gumannajapedagogika

занятия по звукотерапии
https://vk.com/rogdenye_v_golose

Татьяна Чиркова

  • ***
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 2572
  • сказали спасибо: 176
    • Просмотр профиля
Re: Гуманная педагогика.
« Ответ #10 : 17 Июнь 2015, 17:39:05 »
Педагогическая мудрость.

Януш Корчак (1878 - 1942)

Все, что творится в грязном мире взрослых, существует и в мире детей. Ты найдешь здесь представителей всех типов людей и образцы всех их недостойных поступков. Дети подражают жизни, речам и стремлениям воспитавшей их среды, ибо имеют в зародыше все страсти взрослых.

Воспитатель, который приходит со сладкой иллюзией, что он вступает в этакий маленький мирок чистых, нежных, открытых сердечек, чьи симпатии и доверие легко снискать, скоро разочаруется. И вместо того чтобы винить тех, кто ввел его в заблуждение, и себя самого, что поверил, он будет дуться на детей, подорвавших его веру в них. А разве они виноваты, что тебе показали заманчивые стороны работы и скрыли шипы?

Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своем покое и удобствах, тем больше он издает приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей.
Воспитатель, который не хочет неприятных сюрпризов и не желает нести ответственность за то, что может случиться, - тиран.

Общество дало тебе маленького дикаря, чтобы ты его обтесал, выдрессировал, сделал удобоваримым, и ждет. Ждут государство, церковь, будущий работодатель. Требуют, ждут, следят. Государство требует официального патриотизма, церковь - догматической веры, работодатель - честности, а все они - посредственности и смирения.

Жаловаться не положено, ябедничать скверно - а как же постичь их дела, страдания, грехи?
Не наказывать, не награждать.
Ведь жизнь не задачник по арифметике, где ответ всегда один, а  способов решения самое большее два.

Ты хочешь, чтобы дети тебя любили, а сам - обязанный добросовестно выполнять предписанную работу - должен втискивать их в душевные формы современного насилия. Дети этого не хотят, они защищаются и должны быть на тебя в обиде.

Не требуй от себя, чтобы ты уже сразу был степенным, зрелым воспитателем с психологической бухгалтерией в душе и педагогическим кодексом в голове. У тебя есть чудесный союзник - волшебная молодость, а ты призываешь брюзгу - дряхлый опыт.

Будь самим собой и присматривайся к детям тогда, когда они могут быть самими собой. Присматривайся, но не предъявляй требований. Тебе не заставить живого, задорного ребенка стать сосредоточенным и тихим; недоверчивый и угрюмый не сделается общительным и откровенным; самолюбивый и своевольный не станет кротким и покорным.
А ты сам?
Если ты не обладаешь внушительной осанкой и здоровыми легкими, ты напрасно будешь призывать галдящих ребят к порядку. Но у тебя добрая улыбка и терпеливый взгляд. Не говори ничего: может быть, они сами успокоятся? Дети ищут свой путь.


Детей нет - есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем.
Не достигшие зрелости!
Спроси старика, он тебе и в сорок лет считает не созревшим. Да что там, целые классы общества не созрели, не вошли в силу.  Целые народы нуждаются в опеке, они тоже не достигли зрелости, у них нет пушек!

Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что ты способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить.
Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке.
клуб гуманной педагогики
https://vk.com/gumannajapedagogika

занятия по звукотерапии
https://vk.com/rogdenye_v_golose

Kalinina Anna

  • Инструктор по гимнастике
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 652
  • сказали спасибо: 27
    • Просмотр профиля
Re: Гуманная педагогика.
« Ответ #11 : 17 Июнь 2015, 21:53:55 »
ух ты! спасибо!

Людмила05

  • ***
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 615
  • сказали спасибо: 120
    • Просмотр профиля
Re: Гуманная педагогика.
« Ответ #12 : 17 Июнь 2015, 23:00:58 »
Таня, ну а реальные шаги какие? Твои и других последователей гуманной педагогики? Я про Шалву Амонашвили давно слышала. Но никак не могу понять - что конкретно предлагается? То ли мозг не так устроен у меня, то ли что. Как внедрять эти чудесные идеи в повседневную жизнь? Понятно, что ребенок - это личность, чудо и тд. Ну, может школы какие-то открывать с гуманной программой обучения или что?

Татьяна Чиркова

  • ***
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 2572
  • сказали спасибо: 176
    • Просмотр профиля
Re: Гуманная педагогика.
« Ответ #13 : 18 Июнь 2015, 01:09:11 »
ух ты! спасибо!

пожалуйста, Аня)
клуб гуманной педагогики
https://vk.com/gumannajapedagogika

занятия по звукотерапии
https://vk.com/rogdenye_v_golose

Татьяна Чиркова

  • ***
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 2572
  • сказали спасибо: 176
    • Просмотр профиля
Re: Гуманная педагогика.
« Ответ #14 : 18 Июнь 2015, 01:54:49 »
Таня, ну а реальные шаги какие? Твои и других последователей гуманной педагогики? Я про Шалву Амонашвили давно слышала. Но никак не могу понять - что конкретно предлагается? То ли мозг не так устроен у меня, то ли что. Как внедрять эти чудесные идеи в повседневную жизнь? Понятно, что ребенок - это личность, чудо и тд. Ну, может школы какие-то открывать с гуманной программой обучения или что?
Люда, это не программа обучения, образ жизни, мышления и поведения. Мои реальные шаги в том, что я сейчас занимаюсь изучением классиков гуманной педагогики, трудов Шалвы Александровича, работая в школе использую приемы гуманной педагогики, которые предлагает Шалва Александрович... Для меня каждая строка, которую я здесь написала, поделившись со всеми, не просто слова, я их глубоко проживаю вместе с детьми. В школе как педагог, дома как мать. Школы есть, но их мало. Последователи- педагоги ежегодно встречаются на Международных педагогических чтениях, обмениваются опытом. Проводятся семинары для родителей и педагогов, в психологических центрах открываются родительские клубы. Проблема в том, что в существующей системе образования очень трудно 100% внедрить все, что предлагается. ЕГЭ, ОГЭ, оценки - это приоритет государства. Учителям, работающим по гуманной педагогике, приходится адаптировать идеи гуманнизма к существующим условиям. Считаю, что гуманная педагогика имеет огромный ресурс прежде всего для родителей и начальной школы. Шалва Александрович - учитель начальной школы. Хотя я работаю в шестом классе, для меня гуманная педагогика - огромный ресурс. Кстати, не только профессионального роста, но и глубоко личного.
Я тоже слышала о гуманной педагогике еще в институте (1994г.) Педагоги-новаторы... Слышала, этим для меня все ограничилось. Созрела только год назад. Для реальных действий. Съездила на фестиваль, учусь на дистанционных курсах. Собственно, сама только делаю первые шаги. Но верю, что каждое слово педагогов-новаторов сеет семена мудрости, которые взойдут, конечно, не сразу. Воспитание - тонкий процесс, и он растянут во времени.
Опять же про реальные шаги. Я стала хвалить детей. Искренно. Об этом очень много говорит Шалва Александрович.  Вроде просто. Хвали и все. Но это ж целый процесс, с проживанием. Если буду хвалить - захвалю... ааа... меня в детстве так никто не хвалил... ну вот несмотря на все вот такие блуждающие мысли -страхи, ты искренно отдаешься ситуации, и все меняется. Дети живут в пространстве благодарности, становятся спокойными, раскрываются. Или другой пример. Шалва Александрович не приемлет на уроке лес рук. Как это? У нас показатель работы ребенка на уроке - лес рук, считается, что когда лес рук - дети работают. А Шалва Александрович, увидев такое, очень расстраивается. У него дети работают вместе, но индивидуально и качественно по-другому. Шалва Александрович к каждому подходит, и ребенок дает ответ на ушко. И он каждого хвалит... Для того чтобы услышать ответ, он наклоняется, а чаще присаживается рядом. А как он вдохновляет! Всегда есть изюминка, глубокий смысл. Он не перестает говорить детям, как он счастлив, что он проводит урок для будущих академиков, великих ученых, общественных деятелей. Кто нам такое говорил когда-нибудь? А я как педагог, "униженный и оскорбленный", если буду формально повторять действия мастера, сама ж в это верить не буду, я стану играть, мне еще нужно самой дорасти до искренности. Увидеть в каждом ребенке - великого человека. До мудрости дорасти.
У каждого урока есть лейтмотив. Даже физика подается через сердце. Ребенок на уроке решает жизненный вопрос, а учебный материал познается сам собой. Не абстрактно, а опираясь на жизненный опыт ребенка, причем опыт индивидуальный, глубокий, опыт души. Ну об этом я еще буду писать. О тонкостях. Для меня гуманная педагогика - педагогика нюансов и тонкостей.
« Последнее редактирование: 18 Июнь 2015, 05:56:14 от Tanja »
клуб гуманной педагогики
https://vk.com/gumannajapedagogika

занятия по звукотерапии
https://vk.com/rogdenye_v_golose