Мы на других ресурсах:
Вконтакте
Facebook
instagram
Telegram
Сайт

Автор Тема: Таро с Олесей Бондаревой: О практике. Наблюдения. Отзывы.  (Прочитано 34343 раз)

Olesya Bondareva

  • ***
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 174
  • сказали спасибо: 26
    • Просмотр профиля
История того, как я начала "гадать" , или я и предсказательные традиции мира))))


Ну что же. Я решила, наконец, написать о моих отношениях с предсказательными традициями мира. Это, предупрежу всех сразу, разговор не короткий, а с продолжением) Обычно я не особенно распространяюсь на такие темы в открытом доступе. То ли, чтобы не выглядеть странной. Как будто все эти тысячелетние практики - глупость какая то, или что-то стыдное, как обман или мошенничество. «Опиум для народа». Но ведь нет же. Я- то знаю.
То ли просто времени подходящего пока не нашлось в суете. Ну вот, может теперь, долгими зимними канадскими вечерами...
Пожалуй, я попробую рассказать. Понемногу.
В моей семье (или, как говорят в таких случаях, - в роду) были предсказатели. Однажды я напишу об этом больше, а пока – очень вкратце. Чтобы пояснить мой интерес к теме.
Мой прадед Семен Почечуев был довольно известным «видящим» и целителем. Он прожил долгую жизнь, и мне довелось говорить с людьми, которые его помнят. Я даже ездила в Узбекистан, где он похоронен. И в Тамбовскую область, где живёт родня по той линии. О прадеде рассказывают удивительное.
Говорят, что он мог лечить тяжелые болезни. А у людей, которым он заговорил зубы, они оставались белыми и здоровыми до старости. Рассказывают, что он предсказал день окончания второй мировой войны – еще в 41-м. А сильно раньше, когда пришли большевики, он добровольно, первым в селе, вступил в колхоз, отдав туда почти все свое имущество. Зато избежал раскулачивания, и даже сохранил большой дом. Прабабка, говорят, плакала, когда уводили скот, а он ей – «Татьяна, ты не скотину, ты детей жалей». И оказался прав. А в сталинские годы – уехал в Среднюю Азию, подальше от репрессий, и снова сохранил себя и свое служение. Он лечил людей всю жизнь, до глубокой старости. А вот детям – не передал. Моя бабушка - его младшая дочь – работала медиком. Получила образование. Жила на Украине, далеко от отца. Почти все ее братья и сестры погибли в Отечественную. Бабушка тоже прошла всю войну, была награждена многими орденами. Некоторые ее боевые награды "нашлись" совсем недавно. Она почти ничего и о войне не рассказывала, во всяком случае - мне.
В нашей семье жила няня Агафья - родная сестра моей прабабки, и она тоже лечила – в том числе, молитвами и заговорами.
Но после ее смерти все ее «волшебные предметы» куда-то пропали.
Сама я с раннего детства сторонилась любых «гаданий». Словно боялась чего-то. Чего?
Учитывая советскую историю, причин для такого бессознательного страха могло быть много. Я думаю, у прадеда были резоны, почему он предпочел оставить при себе свое понимание целительской традиции. Такая практика была жизненно опасной в то время. Могла закончиться тюрьмой или принудительным "лечением" в специальных заведениях. Социальной изоляцией и даже смертью.
Так что...
Линия передачи была прервана. Но ничто не исчезает бесследно.
В моем восприятии мира какие-то «странности» были всегда.
В юности – случались вещие сны, и что-то вроде спонтанного чтения мыслей.
Меня всерьез лечили от этих состояний, и это возымело эффект. В том числе, после этого лечения я перестала видеть сны совсем. Надолго. А еще, кстати, на меня практически не действовал алкоголь. Я могла его пить довольно много, без особого риска. Хотя никогда не любила особо.
Я была вполне успешна социально, но не душевно. Внутри я чувствовала себя потерянной. Словно жила не свою историю.
Я скучала по своим снам. По ярким чувствам. Я хотела чего-то другого. Но не знала, что это.
Кстати, позже, в путешествиях к шаманам Азии, нормальная человеческая способность к сновидчеству у меня восстановилась. И теперь сны – один из моих внутренних ориентиров.
А вот алкоголь я больше не пью совсем. Мне от него сразу нехорошо. Физически. Не пьяно, а просто устало как-то. Так что я от него отказалась окончательно.
Так вот, о «гаданиях».
Сейчас я довольно хорошо знаю несколько предсказательных (или миро-толковательных) систем.
Европейские Таро – с ними у меня довольно живые отношения, личная история.
Китайскую «Книгу перемен» - ее я читала в детстве, вслед за старшими, но, пожалуй, – пока все же не так хорошо ее чувствую, нужно бы посмотреть в эту традицию снова, из теперешнего опыта.
Есть у меня и руны, но и о них я бы пока помолчала.
И, наконец, кумалаки. Тюркское гадание.
Кумалаками могут «работать» бобы, камушки, зерна хурмы или фиников. Могут использоваться «домики» улиток, и даже сушеные бараньи какашки. Это всегда что-то круглое и маленькое.
У каждой гадалки - кумалакши есть «свои», "намоленные" кумалаки. Их обычно - 41. Иногда 42 (один - про запас, он не используется в гадании). Часто кумалаки хранятся в семьях даже после смерти кумалакши (предсказателя), как реликвия, или передаются наследнику или наследнице вместе с традицией их «открывать». Кумалакши не говорят «гадать». Они именно «открывают» на кумалаках.
У меня есть свои кумалаки, их мне «дала» Бифатима-апа, знаменитая в Казахстане дервиш, или шаман, или трансперсональный лидер, - сложно определить однозначно, кто она, я еще вернусь к рассказу о ней и о наших с нею отношениях.
Это случилось как-то вдруг, неожиданно. Мы были в паломничестве с Бифатимой по Туркестану. Я, мой друг из Брюсселя Маури, и еще довольно большая группа людей. В том числе - Сауле, женщина-кумалакши, профессиональная гадалка из Алматы. Она в той поездке всюду с собой носила килограммовую пачку фасоли, прикладывая ее ко всем святыням, у которых мы бывали.

Olesya Bondareva

  • ***
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 174
  • сказали спасибо: 26
    • Просмотр профиля
Сауле рассказала, что её личные кумалаки почти «замолчали», стали «трудные».
«Люди приходят, а они не говорят, я по полчаса их уговариваю, даже неудобно». И вот Бифатима пообещала дать ей другие, которые будут «легкими», но для этого нужно поехать в паломничество по святым местам.
Я уже давно привыкла к странным историям и характерам, которые встречала у Бифатимы-апы. В той же группе с нами был, например, сын бурятской шаманки – Берик. Мать привезла его лечиться от алкоголизма, а апа сказала, что его зависимость пройдет, когда он встанет на «свою дорогу». А еще - слепая женщина, надеющаяся прозреть. И Найман (имя от Бифатимы, не паспортное), чемпион Казахстана по боксу, у которого погиб брат-близнец, после чего он стал страдать паническими атаками, не мог спать, зато начал читать мысли других людей. Я, кстати, проверяла. Правда – слышал мысли.
А еще была молодая женщина, потерявшая маленького сына, и вместе с ним – способность радоваться жизни.
И так далее.
То есть гадалка, которая хочет «разговорить» фасоль, была вполне себе нормальным явлением в тех реалиях.
Апа с Сауле была сурова. Не позволяла ей много разговаривать, особенно не давала без спросу советы остальным паломникам раздавать. Была у нашей гадалки такая тенденция, видимо –деформация профессии.
На святых местах апа всегда зачерпывала воду из колодца и с размаху плескала ею в каждого по очереди. И было замечено, что как правило она попадала в какую-то проблемную зону человека. У Сауле – это, как правило, был именно рот. У меня даже сохранилась такая фотография.
Я и Маури всюду ходили с видеокамерами, делали документальные съемки.
Я – профессиональный документалист, а для Маури фильмы – увлечение, он работает в системе Евросоюза, живет в Брюсселе.
История о том, как он вообще попал в ту поездку, достойна отдельного рассказа.
Ну то есть «как» - ничего удивительного, я пригласила, а вот уже то, что происходило в процессе, – да.
На одной из остановок, наконец, дошла очередь до Сауле – получать свое бата.
Я увидела, что Бифатима и Сауле расположились на ковре в комнате, подхватила свою камеру и позвала Маури – снимать, как апа дает гадалке «легкие» кумалаки.
Апа высыпала фасоль на ткань, низко наклонилась и стала очень внимательно перебирать зерна. Словно она видит что-то важное в каждом из них. Смотрит в самую сердцевину.
В реальности апы всё – важно. Не рационально выгодно, а просто – важно, и, может быть, именно это меняет природу вещей, которые попадают в её руки. «Святая вода», «святой хлеб», «святые пещеры», «святые камни», и вот – говорящая фасоль. Кумалаки.
Сауле так же сконцентрированно наблюдала за процессом.
Рядом сидела Нина, моя подруга, учитель йоги из Алматы.
Апа взяла горсть фасоли в ладони и запела, как она обычно делает – обращаясь к святым, прося благословения. Это - не какие-то заготовленные тексты, они у нее рождаются в моменте. Образные. И обращенные к Богу и святым.
И вдруг она дала эти кумалаки Нине.
А потом – сделала такие же действия вновь, и передала еще 42 фасолины мне.
А следом – еще один «набор» - Маури.
Наши удивленные лица хорошо видны на видео)
Вот тут - https://vimeo.com/44402247


Olesya Bondareva

  • ***
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 174
  • сказали спасибо: 26
    • Просмотр профиля
Конечно же, я спросила Бифатиму-апу, зачем она дает кумалаки нам.
Она ответила : «Кумалаки так захотели. Они сказали, что вы расскажете о них в других странах. Люди узнают. Хорошо будет.»
А потом рассказала что-то вроде притчи о мальчике-сироте, который не мог спросить ни о чем своих родителей, потому что они умерли. И он чувствовал себя потерянным, сомневался во всем, боялся. Мальчик плакал и молился, и тогда святые и его предки дали ему 41 кумалак, чтоб он никогда больше не был одинок. Эти камушки объясняли ему, что происходит вокруг, учили разуму, советовали. И он всегда мог поговорить с ними. Мальчик вырос, стал мудрым человеком, и всю жизнь помогал людям. Кажется, звучало, что 40 святых и праведников дали мальчику 41 кумалак. То есть 41-м праведником должен был стать он сам. Так и произошло.
Надо ли добавлять что-то к этой истории?
Такова манера апы объяснять смысл событий. Поэтическим высказыванием, я бы так это назвала…
Апа сказала, что не будет учить нас технике гадания на кумалаках.
Мы сами должны поработать, найти тех, кто нам эту практику покажет и расскажет. Стремиться ее понять. Ездить по Казахстану и встречаться с такими людьми.
Мы были немного смущены.
Маури шутил, что, когда в его офисе отключат интернет, он будет знать, где взять информацию. Но было видно, что его тронула эта ситуация.
Нина рассказала, что ее бабушка открывала кумалаки, и они до сих пор хранятся в ее семье. Но учить внучек бабушка не могла, в семье это не приветствовалось. Папа Нины в советские годы был министром строительства Казахстана, большим человеком, членом КПСС (разумеется). Какие уж тут гадания на бобах. Непозволительно.
А я нутром чувствовала новое приключение.
Кумалаки хотят, чтобы мир узнал о них?
Обычно в таких слуячаях я начинаю снимать фильм. Почему бы и не в этот раз?
Маури и Нина поддержали затею.
Но как? «Война план покажет». Этой фразе я тоже научилась в Алматы.
Сауле тут же предложила стать нашим учителем. Но апа не разрешила.
Она даже специально подошла ко мне немного позже.
«Бота, не надо. Я дала – пусть стоит». – и сделала жест, словно устанавливает какой-то стержень в груди, параллельно позвоночнику.
Хозяйственная я кроме фасоли еще и набрала мелких камушков на святых местах, в которых мы бывали в той поездке. Даже не знаю, зачем. Сейчас не могу сказать.
Я долго не оставляла идею попросить саму апу научить меня, что делать с кумалаками. В очередную поездку в Унгуртас я вновь пристала к ней с этим вопросом.
«Ладно, ладно. Приноси».
Я побежала за своим узелком с кумалаками.
Дальше произошло странное.
Достаточно большой отрезок времени я вообще не помню.
Оказалось, что в ту же секунду, как апа взяла в руки мои кумалаки, я уснула.
Следующее, что я помню, это что я открываю глаза, перед моим носом на полу стоит свежезавязанный узелок с кумалаками, апа выходит в дверь, а на меня с удивлением смотрит моя подруга Надя.
«Вот это ты уснула. Посреди комнаты, на полу. Апа с твоими кумалаками минут 30 пела, молилась, кричала, а ты – спала, как убитая. Посреди бела дня».
Что это было – я не знаю.
В комнате были и другие люди. Как я вообще на пол легла? Я же надеялась узнать что-то… Да и чувствовала себя нормально.
Ничего не помню.
Словно мое сознание не было готово, и апа общалась напрямую с душой.
Может быть, и так.
Надеюсь, что та, сновидящая часть моего сознания, все поняла правильно…

Olesya Bondareva

  • ***
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 174
  • сказали спасибо: 26
    • Просмотр профиля
С тех пор кумалаки путешествуют со мной повсюду. Вместе с таро, рунами и Книгой Перемен.
Про карты, кстати, отдельная история. Они тоже ко мне «пришли» по своей воле, без моего запроса.
Сначала, в одну из моих поездок в Казахстан Бифатима, проходя мимо меня, вдруг кинула мне прямо на колени старую неполную колоду обычных игральных карт. «Ма!», то есть «на!»
Я удивилась. Но взяла. Отношения у меня с апой тогда были такие, что я с нею мало говорила словами, больше такими ребусами и головоломками из реальных ситуаций.
Символический язык. Она что-то делает, я что-то в ответ, вот и поговорили. Вещи, животные, ветер, вода, всё – часть этого языка, всё откликается. «Сердцем понимай», - повторяла бабушка.
Карты я перебирала так и эдак, зачем они мне – не видела совсем, но сохранила, кстати, как сувенир от апы. Тогда они никак не вписывались в мой образ себя. В я-концепцию, как говорят психологи.
Ну вот кто такие гадалки? «Потомственная ясновидящая ответит на все вопросы?» У меня, вроде как, два высших образования, карьера в медиа и хорошая репутация в обществе. Родственники мои и психотерапию то с массажами не считают серьезным занятием для человека с моей биографией. А уж объяснить людям, знающим меня давно, что я всерьез вознамерилась карточные расклады толковать, было просто невозможно, в моем понимании. Нельзя. Нет. Никак нельзя.
Потом случилась история про кумалаки, и это было мне интересней и проще принять, тут я всё-таки кино делаю, этнографический материал собираю. Это моему уму было куда разместить внутри без отчаянного сопротивления.
А карты… Про Таро столько книг, основные колоды – вообще авторские, от известных европейских эзотериков, ну и что с этим делать документалисту или исследователю?
Гадать же я точно никому не собиралась.
Документальный проект про кумалаки не особенно двигался, так что всерьез я в тему предсказательных традиций не шла и по той дорожке.
А затем Маша Гусева познакомила меня со своей подругой Ритой, которая как раз профессионально гадает на таро.
Рита оказалась человеком глубоко чувствующим, живым и открытым, артистической натурой. «Одной крови». Руны она интуитивно нарисовала в детстве, не зная, что это такое, и шифровала ими свои детские записи. С таро Рита тоже не расстается, работает с ними много лет. У нее не было ни глупого стеснения, которое я всё ещё чувствовала тогда, ни вульгарного пафоса и стремления себя «продать» как кого-то, кто знает больше других. Нормальный человек, общается на равных со всеми, в «потоке».
Ну и, конечно же, решили погадать.
Разложили карты, поговорили о жизни. И вдруг Рита смотрит пристально на свою колоду и говорит: «Мне надо кое-что проверить. (достаёт карту) Да. Мои колода хочет к тебе. Она хочет, чтоб я её тебе отдала». И в ту же минуту собирает свои таро, кладет их в любовно сшитый (своими руками) кожаный круглый чехольчик и вручает мне.
«Зачем?» - «Не знаю, сейчас спрошу (ещё карту). Она хочет с тобой путешествовать».
Так я и уехала от неё с подаренной колодой.
Я чувствовала, что есть в этом что-то настоящее, да и Рита своим естественным поведением и дружеским, каким-то по-детски искренним отношением к таро и рунам убрала мое неприятие самой идеи - понять и практиковать таро. Так что в Москве пошла в магазин и накупила себе стопку книг о таро и классические колоды, чтоб разобраться в системе. Прочла, сравнила, вроде разобрала основные идеи.
Но так и не поняла, как это все приспособить к своей жизни.
Вскоре я снова навещала Бифатиму-апу, показала ей таро, спросила: «Хорошо»?
Апа вдруг сильно оживилась, стала что-то громко говорить по-казахски.
А потом «для не сообразительных» по-русски: «Не боюсь! Или не боюсь, или тихо сиди! Делай хорошо – и будет хорошо. Людям помогай! А просто так – не надо!»
И немедленно устроила процесс в своем духе – собрала людей, стала читать мне Бата (благословение) на таро, затем долго перебирала карты, плевала на каждую, и наконец вручила мне с напутствием «хорошо делать» и «не боюсь».
Я даже не ожидала от нее такой живой реакции, но апа точно меня подталкивала к этой практике. Как и ко многим другим, в то же самое время.
Скажу сразу, что новые практики – только часть того, что я нахожу для себя в путешествиях к хранителям традиций в разных странах. Важнее – дух этих традиций и самих мастеров, отношения в семьях и общинах, способы целителей общаться с миром и людьми, присутствие, внимание, ясность видения и чувствования, поступки и так далее.
Кумалаки – часть моего казахского опыта. Таро – пожалуй, часть евразийского. Казахи знают таро и говорят, что они пришли к ним от арабов. Но для меня это - всё же европейская школа. Возможно, возникшая как ответ европейских целительских традиций на инквизицию. Замаскировать - не просто философскую систему, а живую традицию, - зашифровать её в карточной "игре". Спрятать под христианской символикой. Может быть, именно с тех времён таро многие считают "опасным"? Да, когда-то можно было и на костёр угодить, проявив, поняв причинно-следственные связи в этом мире. Не важно, учёный ты или знахарь... Опасно было - видеть, думать, чувствовать. Жить. Не знаю, может быть, у арабов были свои похожие процессы, поэтому и там появились таро. Утверждать не стану. И никто уже точно этого не знает, наверное. История не сохранила ни имён, ни фактов. Темные были времена, жестокие. Всё живое, природное, чувственное приходилось прятать и шифровать. Под угрозой мучительной смерти. Тамплиеры, таро... За всем этим - живые люди, судьбы, их героический личностный выбор... Подумаю о них - и нелепо уже бояться... Чего? Мы живём в благодатное время, если сравнивать. Надо ценить.