07.08.13
Хочешь узнать человека, сходи с ним в поход.
М.Е. Литвак
День похода, которого мы все так ждали, наконец-таки наступил. Ранний подъем, в 4-30, почти в сумерках. Собирались быстро и деловито. Команда Звезд была готова первой, а команда москвичей заставила себя ждать. Переход на «большую землю» занял довольно продолжительное время. По правилам безопасности на подвесной мост нельзя заходить больше одного человека. А мостов 2, а нас 16, и мы с грузом, а мужчины с двойным – помогали девочкам нести большие рюкзаки; котлы; продукты и т.д. Постепенно переползли все. К 5 утра, когда был назначен выезд, мы были в точке сбора и наш ожидали три подготовленных ленд-крузера. А машин должно быть четыре. Дозвонились опаздывающему водителю, он честно признался, что проспал, но уже в пути и через пол-часа будет…… Народ начал распределяться по машинам. Фаворитом Звезд был водитель Алексей, всем хотелось ехать с ним, уж очень благоприятное впечатление он произвел на женские сердца накануне.
Второй водитель Валера, знакомый нам по прошлому году, был ангажирован московскими коллегами. Две машины уже заполнены, а мне еще очень хотелось ехать на месте штурмана, которое в третьей машине тоже было занято. Поэтому я решила ждать оставшуюся машину и громко заявила, что поеду рядом с водителем.
«они подождали еще немного, потом еще немного»….встретили солнце, сбегали в кустики, попили чай, запасенный в термосах, погрызли сушки «Василеостровские». Обнаружение на Алтае сушек, произведенных в Питере, меня все время слегка озадачивало и вызывало чувство легкой синтиментальной ностальгии
Народ хотел спать, информация о том, что нам предстоит путь в 650 км, из которых последние 100 по бездорожью заставляла всех нервничать и на опаздывающего водителя потихоньку злились. И вот, уже после 6 утра к нам подъездает настоящий трофи-джип. На высоких колесах, в меру заляпаный, во множестве наклеек и очень колоритным водителем. Раздалась команда «по машинам!» и мы отправились в путь.
Познакомились с водителем: Слава. Пока он бурчал, почему проспал и откуда добирался, я оглядывала панель управления: бортовой компьютер в виде закрепленного ноутбука, рация, видерегистратор, какой-то еще навигатор размером с А5, все покрытое заслуженным слоем дорожной пыли. Водитель, тем временем, извинясь рассказывает, что неделю назад вернулся с гонки в Монголии и еще не успел привести машину в порядок. Потом я заметила, как на первой же стоянке он взял пачку влажных салфеток и вытер внутри машины все поверхности.
Представившишь, Слава начал спрашивать кто мы, откуда, сколько дней на Алтае, что уже видели. Вот тут мне пришлось сложно.
- мы вместе, но группа из разных городов; раньше были знакомы только по интернету; мы здесь уже пять дней; нет на Ае не были, туда не ходили… и тут тоже не были… чем занимались – сидели на базе, гуляли по окрестностям… Мы же жители мегаполисов, нам отоспаться хотелось, вот теперь едем с вами в экпедицию.. Что нас объединяет???
Вот тут я зависла, не умею еще рассказывать сторонним мужчинам о гимнастике… Пробормотала, что у нас «группа по интересам» ;
- Надеюсь, не сетевой маркетинг? ; Ой, боже упаси. (у меня вырвалось). – Ага, хорошо (остался доволен)
- Так кто вы? Йоги? – нет
-Тантра? –нет, у нас женская гимнастика, у нас семинар (прозвучало как-то неубедительно)
- Никогда не слышал, почему женская, я что, не смогу ее сделать? - Нет, не сможешь, тебе это не надо..
В общем, на абсолютно неконкретной ноте, Слава решил от меня отстать, и стал рассказывать об истории и достопримечательностях мест, которые мы проезжали. Мы ехали по Чуйскому тракту, который идет до самой границы с Монголией. Я мало что о нем знала, но само это название всегда вызывало ассоциации с чем-то героически-романтическим. Примерно как «флибустьеры», «саванны», «хожение за три моря», «чуйский тракт».
И вот наш проводник, который всю жизнь живет здесь, знает и любит свою землю, рассказывает о каждом примечательном месте, о коренных алтайцах, о своих первопроходческих экпедициях. А за каждым поворотом открывается такой вид, что хочется остановиться и смотреть на него часами. Описывать природу Алтая словами не возможно, фотографии передают атмосферу не больше, чем на половину. А вот когда эта картина с запахами и звуками всплывает в памяти, тогда дыхание замирает и думаешь, что жизнь, определенно удалась, если ты видел величие Алтайских гор.
Караван из четырех машин едет гораздо медленнее, чем из трех, и тем более двух. Все время кому-то нужно в туалет; кому-то сделать красивую фотографию; аптека или магазин; а еще проводники останавливались у приметных мест дороги, чтобы мы могли подняться к водопаду; полюбоваться горным хребтом и просто делать фотографии у красивого вида. В дороге начала прослеживаться некое несовпадение звездной группы и москвичей, нам казалось, что от попутчиков исходит очень много суеты и неорганизованности. Они всегда долго возращались к машинам, обедали, ходили где-то по своим делам, большая часть остановок была сделана по их просьбе. Но поскольку все ехали на паритетных началах, в одну экспедицию, мы между собой бурчали, но дальше недовольство не выносили. Добраться до места назначения хотелось-то засветло.
На истинное бездорожье съехали часов в 6 вечера, спутниковый навигатор показывал, что впереди еще 80км. Пути, а впереди возвышались горы. Вот тут я поняла, насколько нам повезло с проводником. В пути за разговорами выяснилось, что он не только профессиональный джипер, а еще владелец бизнеса, президент региональной джиперской организации и дважды чемпион России по каким-то гонкам. К концу дороги мое уважение к его машине переросло в искреннюю любовь. Как ловко она проходила броды, карабкалась в горы. Там где крузерам было очевидно тяжело, она бодро ползла, цепляясь за камни; а мастерство водителя было на таком высочайшем профессиональном уровне – что я поняла, что мы в максимально возможной безопасности. Нас вытянут, выведут, за нас отвечают. Тут у меня случился очередной инсайт, но он был протяженным во времени и о нем можно рассказать позже.
Сначала дорога по пресеченной местности была веселой и забавной. Слегка потряхивало на кочках, была пара серьезных подъемов и несколько бродов, вызвавших всеобщий восторг. Но к концу дня мы все устали, солнце ушло, и водители сосредоточенно ехали вперед. Едем-едем, вверх-вверх, колея то появляется, то исчезает, выезжаем на Бугузунский перевал. Голое холодное место, засоренное бутылками и консервными банками, на верху сложен небольшой курган, где закреплено сухое дерево для джалама - тонких полосочкек из белой ткани, которые повязывают произнося молитву, просьбу или просто в знак уважения духам. Маша, как опытный алтае-визитёр, в последнем цивилизованном населенном пункте нашла магазин тканей, купила белой материи и девочки подготовили джалама (или кайры) на всю группу.
Высота приличная, 2360м, вечер, холодный ветер. Все быстро делают фотографии и спрашивают: «скоро?». И тут из разговора водителей высняется, что немного промахнулись, поворот пропустили и заехали на територию республики Тыва. Раздражение на бестолковость дороги стала еще больше. Начало темнеть, но водители не смотря ни на что, решили непременно добраться до места. Развернулись и поехали обратно искать пропущенное ущелье. Мы уже приготовились к тому, что лагерь придется ставить в темноте. Наш главный проводник был на этих источниках лет пять назад, но под его описание дороги мало что подходило, река изменила свое русло, и поменялся рельеф, он не мог узнать место. Периодически встречались одинокие юрты и стада коров. Через какое-то время, методом исключения, проводники предположили в какое ущелье нам надо заехать, но к нему НЕ БЫЛО дороги! Водители переговариваются по рации, думают, как подъехать. Экипаж нашей машины притих и тут кто-то задал Славе вопрос, кто нам может помочь найти дорогу. Он подумал немного и сказал, что надо просить Ёрлика, главного алтайского духа, только ему за помощь надо обязательно налить стопочку и поблагодарить. Ёрлик – известный алкоголик. И мы попросили, на полном серьезе. И, как в сказке, лес расступился и нашлась тропинка. Леса, прада там совсем не было, но колея пролегала под таким углом, что из-за травы ее видно не было. Но КАК ТОЛЬКО имя духа было произнесено, дорога нашлась и вывела в нужное нам ущелье.
На Алтае самое главное ладить с духами. Это норма жизни. Что подтверждается директивами из местной администрации.
Приехали, почти затемно и на наше счастье возле источника оказалось два гостевых домика. Самые обычные грубо сделанные дома из бруса без крыши. Но, с печкой, столом и деревянным настилом внутри. Совершенно бесплатно - заходи, ночуй, только оставь все в порядке после себя.
Мы этому несказанно обрадовались. И стали быстро накрывать ужин. День был тяжелый; долгая дорога. Был быстрый вкусный шумный ужин. Все выпили и легли спать, оставив исследование источников на завтра.