Из дневника Людмилы
http://gimnastika-zvezda.com/forum/index.php?topic=1158.msg32052#msg32052Копирую для мам с детьми с неврологией, повышенной чувствительностью, гиперактивностью и тд.
Это из того периода моей жизни, когда я увлекалась теорией привязанности Гордона Ньюфелда и, однаовременно, выполняла аквареабилитацию со своим старшим ребенком.
Может быть, какая-то информация из это статьи будет полезна.
------
мозг ныряющий
Штрихами,главное суть передать через ощущения...
Я всю неделю после поста "про самостоятельность" думала,как же так получается,что занятия в воде,с водой, духовные практики могут приносить столько страданий деткам. И умом все понимаю,про игнорирование,про защитное отчуждение,про то,что привязанность-необходимость,а развитие-это роскошь. В модераторском чате еще "в руку" оказалась информация от Ольги про alarm. Как от избыточной стимуляции пропадает сначала страх,потом тревога,потом и всплески адреналина. Цена развития,цена... Чем платим...
Одновременно пришла информация с курсов консультирования по ГВ, которая разрешила мои сомнения-обращаться или нет к специалисту по лактации,если кормление грудью,по сути-естественный процесс? И тут такие нюансы- и короткая или плотная уздечка, и телесные зажимы из-за родовых травм, и треморы подбородка,и дискоординация мышц, темпоритма сосания-глотания-дыхания... Все -результат медикализации в родах, хотя и после соло,и у самих консультантов рождаются детки,которых сосать приходится "обучать", с использованием специальных упражнений,массажей и выглаживания языка,хватов и придерживаний груди и ребенка,поз,приемов кормления...
Получается,что в идеале бы ребенка не трогать, наращивать привязанность,насыщать его привязанностью через чувства и дальше по уровням привязанности, блюсти адаптивный уход, следить,чтобы избыточная стимуляция не провоцировала бы защитное отчуждение... Но приходят такие дети,приходят. Урбанизация,энергоинформационный мусор, подверженность культам и стериотипам... Приходят дети,которым требуется СПЕЦИАЛЬНЫЙ материнский уход, когда мать снимает мышечные зажимы массажем,гимнастикой,ныряниями, беспрерывно носит на руках,качает, дает ребенку время-сколько ему нужно,и точку покоя-которое ребенок с жадностью использует на компенсацию...
Вода тут работает прекрасно. Вода,гимнастика, массажи, -но вот парадокс природы,что в вопросах компенсации это второстепенно.Зачем-то природе было угодно расставить такие приоритеты, что даже младенец,остро нуждающийся в специализированных методах, не примет их вовсе от чужого,или примет,но через защитное отчуждение. Бывает и такое,что в целом ребенка держат изолированно, не высаживают- блокируют контакт,связанный с естественной гигиеной, возят в коляске- не насыщают контактом кожа-к-коже, кормят и поят по принуждению, - и при этом выделают специально время - "на развитие". Фрустрацию от невыносимой уязвимости лечить едут за границу,будь то Египет,Израиль или Тайланд, но эффект чаще обратный,хотя внешне может смахивать на "очень даже" - ребенка с поломанной системой alarm, говоря по-русски,просто несёт. Я помню одного такого мальчика своей знакомой,здесь, в Питере. Его уязвимость привела к тому, что на улице он кидался под машины, мать его за это жестоко била, но трехлетка кусал ее за руку и выбегал грудью на дорогу. Ужасное зрелище. И она тоже поехала решать свои "проблемы фрустации" в родительско-детский лагерь,если не ошибаюсь, в Абхазию. Она получила подкрепление,ребенка из воды было не вытащить, но это подкрепление-оно упрочило его Альфу еще больше. Казалось бы - вода,стихия,она ставит ребенка в заведомо зависимую позицию. Даже вот совет- если ребенок имеет склонность к альфе,отправляйтесь в поход, езжайте на море или в горы...Трижды ДА,но в своей деревне привязанностей. А иначе- манцирь защитного отчуждения ребеннка-альфы станет уже непробиваемым. То есть вопрос -сколько растапливать будете, - встанет уже не на месяцы. На годы. Это травма.
Я думала,думала... Информация приходила каждый день,под разным углом...
Новый виток этой темы-правомерности водных практик с ребенком в обход привязанности, я получила,погрузившись в тему хоумскулинга. Дети так устроены,что пока маячит сторонний "авторитет"-органы,перед которыми надо отчитываться в лице конкретного учителя, даже на эксернате обучение становится "псевдо",идет протест. Потому что природа удивительно устроила- опыт перенимать от родителей и от взрослых членов своей "деревни". Я по себе помню,что вся школа,которой было в мое детство очень мало,была адом. И успех я обнаруживала из любви, из отношений дружбы к тем редким учителям,которые мне встречались. Через любовь,подражание, стремление к общности -я училась,и та дружба для нас до сих пор священная корова, отрадно,что есть,кому смотреть в глаза и встречаться душа с душой.
На прошлой неделе мы ходили в аквапарк. Первый раз за все наши походы в бассейн я ощущала,что я -в правильном контексте восприятия ребенка. Он был послушен. Он принимал мои решения. Он был чудовищно,несоизмеримо обучаем. За три часа мы научились,наконец,нырять на глубину в три метра с маской. Он не выворачивался,как уж,когда я сажала его за спину,как это бывало в бассейне. Он во всю пробовал допыть до бортика сам, и это было прекрасно. Я вспомнила,что также гармонично происходило наше общение с водой,когда мы были на озерах,на Финском заливе.- там,где нет учителей и авторитетов. С нами была моя приятельница Татьяна с сыном. Тёмка плавал и к ней, потому что она в нашей "деревне", и от нее многому учился.
Поэтому я вижу и в плавании, и в любых других практиках лишь один эффективный способ: всю ответственность за обучение и образ жизни брать на себя. Любой развивающий центр, бассейн - неэффективен,не дает результатов, который бы не нанес урон отношениям привязанности. То есть ласкового слова,пары улыбок и кивка для маленького ребенка- недостаточно, чтобы сформировать привязанность. Нырять ребенка может,кроме матери, тот,кто насыщает привязанностью ребенка до года -через чувства и дальше-через подражание. Тот,кто с ребенком в телесном продолжительном контакте, тот,кто принимает участие в уходе, кто высаживает,играет, убаюкивает. Но и в таком раскладе,когда есть большая "деревня", и за ребенком ухаживают отец,многочисленные родственники и старшие дети, подруги и их дети, есть факт, проповедуемый традиционалистами- исторические гендерные архетипы. Говорить о них сейчас не модно, сыпятся упреки про каменный век и женщин-рабынь, но системы треннингов Рожаны, Веджены,Золотого сечения, Валяевых,Нурашевича,Вокиной и еще,наверное, многих других исследователей, дают результаты - снятие фрустрации и защитного отчуждения в таких семьях,где,казалось бы, поможет уже только психиатрическая служба. Фокус в том,что в семьях,где уход за ребенком "деревня" осуществляет в равной матери степени, формируются доминантные привязанности,которые не позволяют "рабочей" привязанности к матери раскрываться в полной мере.
Подведу итоги:
-если Вы считаете,что Вашему ребенку нужны специальные техники и приемы для роста и развития, которые помогут скомпенсировать послеродовые,физиологические и энерго-ментальные проблемы, то займитесь этим САМИ, прослушивая и просматривая аудио-видео-материалы,читая книги.
- специальные техники,будь то динамическая гимнастика, проныривания, массажи, делайте лишь на фоне устойчивой привязанности. Если вы видите,что стимуляция для вашего ребенка избыточна и система фильтрации не справляется, не продавливайте,не идите "до конца". Найдите в себе силы остановить родительское эго,даже если сбой фильтрации произошел уже на первом упражнении. Это не тот случай,когда "ребенок поорет минуту, но зато я его поныряю и он будет здоровым". Безусловно,гипоксическая нагрузка даст положительную динамику в физическом состоянии, если верить теории Гроффа, возможно даже психика мягко отработает родовые матрицы. Но на фоне протеста и защитного отчуждения Вам,боюсь "Дары волхвов" будут не нужны.
- Если Вы решили проделать этот путь- заниматься специальными техниками, при этом двигаться постепенно и от ребенка, имейте мужество сделать шаг назад, если ваши отношения привязанности сейчас не в лучшей форме. То есть,если ребенок писается ночью, бьет проходящих мимо детей, убегает от вас к чужим,знакомится с ними, а к вам также радостно не бежит обратно, если отказывается от еды из ваших рук, отказывается одеваться,следовать за вами, а также не проявляет обычную ласку, уходит в альфу при появлении бабушек и дедушек, если вы не можете поймать взгляд ребенка, если от вас он отказывается брать и воспринимать игру-будь то пестушка или чтение книжки перед сном, если боиться засыпать,спит мало, или,наоборот,пересыпает и вечно после сна в дурном настроении... Если энергию дерзновения вы помнили прошлый раз месяц назад...Если,если,если... Укрепляйте сначала отношения привязанности.
-И имейте ввиду,что если для специальных техник ваше приглашение к зависимости не работает, и вам приходится много обманывать и спекулировать на развитии "ой,вот игрушка упала,давай за ней нырнем!"то,возможно, ваши поступательные шаги от укрепления привязанности к специальным техникам дадут повышенную уязвимость ребенка. Ребенок,мама которого постоянно его испытывает, не может обрести точку покоя, и это плохо для эмоционального взросления.
.... Я ищу ответы, я не все еще нашла. Я вижу, что ныряниния и гимнастика работают.В случае с физиологическими родами и неповрежденными фильтрами-возможно и от чужих людей без существенного ущерба для привязанности.Но не в случае с чувствительными детьми точно. Я понимаю,что техникам надо у кого-то учиться. Возможно,лучший способ- найти учителя СЕБЕ,а потом,обучившись ныряниям, имея крепкие отношения с ребенком,можно пробовать учить и его, если он принимает. Если стимуляция избыточна и возникает протест-отказаться от практики на время или навсегда. Потому что да,мозг,возможно,без ныряний и гипоксии не разовьется в состояние максимального своего потенциала,но зато отношения привязанности помогут ребенку эмоционально повзрослеть и воспользоваться ресурсами уже такого,пардон,недоразвитого гипоксическими нагрузками мозга, на полную мощь. То есть привязанность - это ключ, а гипоксия- это замок, в случае с чувствительными детьми. Так для меня,по крайней мере. И если делать выбор - иметь квадратный мозг и онемевшее сердце, которому и жизни мало,чтобы обрести свободу от уязвимости, или же иметь уже,что имеешь, и быть счастливым, справляясь с проблемами уже по ходу жизни, - я выбираю второе.