Кружащиеся дервиши Кентукки. Почему суфизм столь популярен в Америке? Автор статьи: Анна Роледер
Перевод с английского: Мария Кириллова
Оригинал: http://forbesindia.com/article/think/whirling-dervishes-of-kentucky-why-sufis-are-popular-in-america/40011/0 Присутствие суфиев в самом центре Америки, в котором, как правило, преобладают христианские церкви и консервативные политики, можно объяснить тем чувством общности, которое предлагает это мистическое направление ислама.
Сегодня вечер четверга в районе Хайлэндс, Луисвилл, штат Кентукки. Шумные группы молодых людей бродят по торговой улице Бардстаун Роуд в нетерпении поскорее начать выходные. Близлежащие бары готовы с радостью их принять, рекламируя все, что угодно: от бесплатного WiFi до специальных предложений на напитки "Жажда в четверг", которые продлевают "счастливые" часы до 4 часов утра. Однако в нескольких кварталах отсюда, на улице с высокими деревьями и величественными старыми зданиями происходит собрание иного рода.
В гостиной одного из викторианских домов из красного кирпича около десятка людей сидят на кушетках под обрамленными в рамку стихами из Корана. Многие из них закрыли глаза и тихо дышат. В воздухе витает аромат сандалового дерева. Через несколько мгновений в комнату входят шейх Кабир и шейха Камилла Хельмински. Они садятся на два одинаковых стула, покрытых овчиной. "Мы начинаем во имя Источника света", - запевает Кабир, поднимая руки в молитве, - "Бисмиллях".
В поисках божественного: Крис Тейт (на переднем плане) и другие участники вращаются во время неформальной семы"Кружащиеся дервиши" известны благодаря своей практике богослужения в виде вращения по кругу. Орден Мевлеви был основан 700 лет назад в Конье, Турция, Джалал ад-Дином Мухаммад Балхи, или просто Руми. Тот факт, что Руми, исламский мистик 13-го века, сейчас является самым популярным поэтом в Америке, может отчасти объяснить присутствие суфиев в самом сердце страны, в котором, как правило, доминируют христианские церкви и консервативные политики. Однако это происходит не только в Луисвилле.
"Сегодня люди часто отделены от общества, от других, или в целом имеют очень мало открытых и глубоких отношений" - говорит Кабир Хельмински. "Суфизм дает то, чего сейчас не хватает в американской культуре, - это чувство общности. Хотя это не конечная цель суфизма, а только одно из его средств". Кабир был первым представителем Запада, кто был официально признан шейхом покойным доктором Джелаладдином Челеби, главой Ордена Мевлеви и потомком Руми.
Супруги Хельмински переехали в Кентукки из Калифорнии в 2012 году. Сообщество, которое сформировалось вокруг них с тех пор, насчитывает всего лишь около дюжины человек, но оно очень разнообразно. Члены филиала в городе Луисвилл фонда "Threshold Society", американской организации, являющейся частью международного Ордена Мевлеви, очень сильно различаются по возрасту и личной истории. Самому старшему 67 лет, а некоторым двадцать с небольшим. Например, Аделита Бедзетович - студентка колледжа. Она открыла для себя суфизм после прохождения вводного курса по религии прошлой осенью. Некоторые члены новички в исламе. А другие, как, например, три поколения семьи Чаудри, выросли в этой религии. Среди них есть и искатели, которые пришли из других традиций: буддизм, йога и христианство. "Всегда есть сердца, которые жаждут большего, и когда они чувствуют источник воды, они тянутся к нему", - говорит Камилла.
Наташа Алексиук оставила свою комфортную жизнь в Нью Йорке, чтобы быть ближе к супругам Хельмински. Она переехала в Луисвилл в 2013 году, но уже до этого на протяжении около семи лет она шла по суфийскому пути. "Люди встают на этот путь по разным причинам: некоторые прочитают книгу, другие увидят сему (традиционная церемония кружения), а другие, может быть, ищут любовь в религии страха", - говорит она. "Но когда вы посмотрите на нити, которые связывают всех нас, вы увидите, что это неспроста. Никто не появляется здесь случайно". При этом фонд "Threshold Society" не стремится вербовать новых последователей. В соответствии со своим названием (прим. переводчика "Threshold Society" - сообщество "Порог/Грань/Черта"), это сообщество занимает необычное промежуточное место между общественным и частным, доступным и незаметным. Они не рекламируют и не продвигают себя. И при этом сайт Sufism.org насчитывает более 60.000 просмотров ежемесячно. Вечерние встречи по четвергам доступны для всех, что означает, что среди знакомых лиц там часто бывает один или два гостя. Иногда это просто любопытный местный искатель. Джон Моррисон, профессор физики из Университета Луисвилля, услышал об этой группе от одного знакомого. "Я пришел в четверг на встречу и сразу почувствовал, что нашел в этой группе ту атмосферу, которая поможет мне решить личные проблемы, возникшие в моей жизни", - говорит он. В Луисвилл также приезжают гости из других групп фонда "Threshold Society" , которые встречаются в городах по всей Северной Америке, Великобритании, Европе и Южной Азии.
Наташа Алексиук целует свою "сикке" (высокую шапку) перед тем, как убрать ее.
Кабир оценивает количество преданных участников в "Threshold Society" в размере несколько сот человек, однако в списке его рассылок значится более 1500 членов. "Мне кажется, это число растет, и при этом мы сталкиваемся с большим количеством трудностей", - говорит он. Некоторые из этих трудностей относятся к финансовым вопросам. Кроме платы за проживание, с участников не взимаются никакие сборы за обучение, которое включает все: от еженедельных сессий по изучению эпической поэмы Руми "Маснави" до уроков по вращению или "кружению", как называют эту практику Мевлеви. Сообщество полагается на щедрость своих членов, но иногда его текущие расходы превышают пожертвования. А в более широком смысле сложности возникают в сфере столкновения догматов ислама и американской культуры.
Суфизм часто воспринимают как мистическую форму ислама. На практике это означает широкий диапазон толкований как на протяжении всей истории, так и на сегодняшний день. Максуд Чаудри, который говорит, что восхищается супругами Хельмински, но не считает себя их последователем, предлагает такое определение: "Суфии - это люди, которые полностью отдают себя. Весь их образ мыслей и жизни направлен на достижение Божьей благодати". Для критиков из ортодоксального ислама это звучит спорно. В целом, наиболее частое обвинение, которому подвергаются суфии, заключается в том, что из-за своих посещений могил святых и практик, на которых используется музыка, танцы и зикр (распевание божественных имен Бога), они не являются "настоящими" мусульманами.
Кабир говорит: "Благодаря тому, как мы живем по принципам ислама и понимаем откровение из Корана, мы можем стать примером того, что значит быть мусульманином, очень отличным от того образа, который ожидают люди". На своих общественных мероприятиях супруги Хельмински обращаются к очень разнообразной аудитории, как светской, так и религиозной, на площадках, которые варьируются от кинофестивалей до католических центров. В группе Луисвилля только одна женщина носит хиджаб, и всего лишь у нескольких мужчин есть борода. Некоторые регулярно молятся в главной городской мечети, другие никогда даже не заходили туда.
Камилла и Кабир Хельмински, шейх и шейха Ордена МевлевиОсновной целью суфийской практики является внутренняя трансформация, однако внешние практики также важны. Во время последнего праздника Рамадан все участники группы и постились, и праздновали все вместе. Каждый вечер они собирались в разных местах, принося с собой еду. При этом в местной христианской церкви проводился межрелигиозный ифтар.
Новичков призывают участвовать в намазе, ритуальной молитве, и читать Коран. Особое значение придается развитию этики ("адаб"). Однако это чуждые понятия для Америки. Взрослых людей, выросших без восточных ценностей, приходится обучать обычаям, которые в культуре Востока воспринимаются как нечто, само собой разумеющееся, как, например, уважение старших и омовение перед молитвой. Эта этика очень деликатна. Не все понимают ее и цели, которым она служит. Ищущие, которые приходят в суфизм в поиске экстатичных состояний или эмоциональных историй о любви, которые они почерпнули в поэзии Руми, могут с разочарованием обнаружить, что суфизм - это, скорее, практика самоконтроля, скромности и отношений, основанных на уважении. "У Пророка есть такое высказывание: "Лучшие люди - это те, для кого дружба важнее всего", - говорит Камилла.
Таким образом, суфизм противоречит культуре потребления в целом и американскому обществу в частности, настаивающих на том, что отношения можно строить на условиях использования и удобства, и что ценность и благополучие человека зависят исключительно от материальных факторов. Касим Чаудри, занимающийся медицинской практикой в Луисвилле, говорит, что это помогает ему помнить о тех ценностях, с которыми он вырос. "Даже в самые напряженные периоды жизни посещение зикра помогает мне снова собраться". Его мама Кудсия говорит: "Когда вы посещаете эти встречи, вы наполняетесь гармонией". После присоединения к группе Луисвилля Аделита Бедзетович поменяла свою главную специализацию в колледже с бизнеса на среднее образование. "В тот день я решила, что хочу отдать миру что-то, что он дал мне", - говорит она.
В связи с тем, что служение является важным принципом обучения суфизму, каждый член общины дервишей традиционно получает работу, которую он должен выполнять. Этот обычай наиболее сложно встроить в загруженную жизнь американцев. Несколько членов группы из Луисвилля имеют неоплачиваемую работу. Например, готовить чай для собраний по четвергам. Однако при всем при этом в сообществе царит атмосфера общей ответственности и щедрости. Если кому-то нужно в аэропорт, или кто-то лежит в больнице, другие члены самостоятельно организуют помощь даже без просьб от человека, который в ней нуждается. "Самая лучшая услуга - невидимая услуга", - говорит Крис Тейт, который часто помогает супругам Хельмински по дому, а также на добровольных началах работает в пунктах бесплатного питания. "Служение и молитва сливаются в одно целое, когда они выполняются исключительно ради Бога, не прося кого-либо, кроме Бога, признать их".
Другие члены группы также работают на добровольных началах в более крупном сообществе на индивидуальной основе.
Муниб Чаудри, Фред Фишер, Николь Ковальчик и Кабир вместе готовят еду. В традиционной "текке" (обителе) дервишей кухня считается священным местом.А некоторые жители видят даже более масштабные последствия. Абдул Рауф Гариб, проживший в Луисвилле 30 лет, говорит: "Очень хорошо, что у нас теперь есть местная суфийская община. Я думаю, это поможет очистить тяжелую карму, заработанную местной экономикой, особенно азартными играми и производством алкоголя". Он говорит о двух вещах, благодаря которым известен штат Кентукки: лошадиные скачки и бурбон.
Суфизм как средство от отчужденности и зависимостей современной жизни стал темой, которую Кабир выбрал, чтобы поделиться своим видением будущего. Он называет это "Суфизм 3.0": модель, в которой ислам является операционной системой, а суфизм программным обеспечением. Он поясняет: "Суфизм, рожденный в Америке, не будет музейным воссозданием прошлого. Это будет новое средство выражения и применения традиционной мудрости". И если взять сообщество в Луисвилле в качестве типичного примера, то новый суфизм появится везде, где в нем будет потребность. Сам Руми писал: "Не ищи воду; увеличь свою жажду, чтобы вода могла хлынуть отовсюду".