Мы на других ресурсах:
Вконтакте
Facebook
instagram
Telegram
Сайт

Автор Тема: Истории О  (Прочитано 12501 раз)

Olesya Bondareva

  • ***
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 174
  • сказали спасибо: 26
    • Просмотр профиля
Истории О
« : 25 Апрель 2013, 10:59:36 »
Про тундру. посвящается Маше) с продолжением)))

Мне повезло. В моей жизни было довольно много ситуаций, когда менялась моя картина мира. Целиком. Вот еще совсем недавно я четко видела реальность, как то определяла свое место в ней, знала как все работает, могла оценивать и планировать. А мир - раз – и оказывался другим. Не интересуясь, что я по этому поводу думаю.
Всегда это происходило поперек моих планов. Иногда – болезненно, иногда – скорее забавно, как прививка, наверное. Самые позитивные трансформации происходили или в путешествии, или в каком-то обучении, творчестве. Как будто высшие силы за мной наблюдают, и если я готова двигаться, развиваться добровольно, то и хорошо. А только успокоилась – сюрприз. Такой, чтоб пришлось выбирать, быть или не быть. И «какие сны».
Теперь я сознательно ищу важный и раздвигающий границы опыт. Раньше – и не знала, что так можно.
Но большой мир сам меня находил. Выдергивал из понятного. И именно благодаря этим случаям и переживаниям я сейчас там, где я есть.

Помню, как много лет назад, я впервые близко познакомилась с людьми, живущими не в городе, как я, а в природных, так сказать условиях. В тундре. И как я впервые поняла, что знание мирового искусства – не единственный способ стать высококультурным человеком. Что сознание может быть разным.
Например. Традиционный оленевод часто не знает, сколько у него оленей. Не может посчитать. Не привычно это ему. И не нужно. Зато, если один из них пропадет – он точно скажет, которого нет. Нет оленя с белым пятном на боку. Из сотен видит. Как это?
Прямое восприятие. Не абстрактное. Живое.
Для меня когда-то это было открытием...

Тогда я еще работала на телевидении, в программе «Взгляд». И много путешествовала по России. В команде я считалась специалистом по «большим человеческим историям». Я и правда чувствовала шекспировские и прочие поэтические сюжеты, находила их в самых разных обстоятельствах. К оленеводам мы отправились за историей Ромео и Джульетты. «Чума на оба ваших чума». Он – коми, она – хант, им родители запрещали жениться из-за каких-то своих разногласий межнациональных. Но влюбленным запреты эти оказались не страшны, они отправились в тундру со своими оленями, палка в землю, на ней шкуры – вот и семейный очаг... Год с ними никто не разговаривал – а потом утряслось. И через два полярных дня и три ночи у них уже было два сына. Такая вот нехитрая пьеса. Романитка! Я тогда любила такое – концепты типа «Шекспир жив», и сюжет этот вначале придумала а потом уже нашла в реальности. Просто догадалась, что такое могло бы происходить, и в оленеводческом совхозе нашла «подходящих» героев.

В командировку я оделась как к себе на дачу. Туфли без каблука и удобные брюки. Горожанка.
Помню, как посмотрел на меня вездеходчик, на машине которого мы должны были ехать «в бригаду». «Это вы так в тундру собрались? Ясно...Зин, найди им ватные штаны, телогрейку, на ноги что то...Ну и переодеться...» «Да мы не на долго, на три дня». «Да? Вот поляки перед вами на неделю в тундру собирались. За рыбой. Вернулись через два месяца». Я думала –шутят. Оказалось - обычное дело. Мы с оператором Костей Кряковым в результате месяц с небольшим у оленеводов пробыли тогда. И никто нас особенно то не искал. Разве ж это событие – ну потерялась в тундре какая то съемочная группа, всего то месяц прошел, чего шуметь, вернутся еще. Другая реальность! И время там другое. И мобильные средства связи не работают, и такси заказать нельзя, и электричества нет. И дорог. Сопки, каждая травка – своего цвета, вода под ногами хлюпает, чистая, над головой - низкие облака, вокруг - озера, олени, медведи... Чистота.
В вездеходе, помню, я с удивлением обнаружила, как обманчивы наши чувственные реакции, и как они нам подсказывают путь туда, где лучше. Первые несколько часов дороги мы с Костей были уверены, что ехать мы можем только на крыше машины, внутри – жутко укачивает (дороги, напоминаю, по тундре нет, вездеход прыгает по кочкам), пахнет маслом и невозможно дышать. Часа через 4 на горизонте показалась туча. Но и тут мы отказались прятаться внутрь вездехода. Там ведь невозможно. Но когда через минуту «дождика» наши телогрейки промокли до нижнего белья – все инстинкты изменились полностью. Запах в кабине вездехода чудесным образом пропал, и теперь по команде «туча» - мы легко туда спускались и ехали в полном удовольствии. А прошел дождь – и снова маслом пахнет. Человек – забавная конструкция... Да, по дождикам этим до бригады мы ехали двое суток. Водитель вездехода Саня – просто супергерой, из железа сделанный. Внимание от него требуется полное, одна ошибка – и все застрянут, надолго, попасть в «плавун» - это может быть очень серьезно. И что? Вертолет? Как? В общем – лучше об этом не думать и полагаться на Саню. Не впервой. Вывезет.

В бригаду мы приехали поздно. Пастухи нам налили чай, дали меховые одеяла... «А у нас тут медведи повадились, оленей уносят, а мы сделать ничего не можем, медведей то пять, а патронов у нас только четыре...» Вездеход нас оставил и отправился дальше – в другую бригаду, за олениной, пообещав забрать на обратной дороге. Предполагалось, что он приедет через пару дней. Но – не судьба. Саня нас не забыл. Но в переделку той поездкой он все же угодил, еле выбрался, и вернулся за нами как раз через месяц...

Утром нас разбудил веселый хант – «Эй, чукча-фильм, пошли рыбу снимать!» «Костя, это тебя. Ты - оператор. Синимай рыбу, пожалуйста». Я еле шевелилась после вездеходной прогулки. Костя поднялся и пошел «на съемку». Вернулся он бодрый и довольный. Оказалось, что «снимать рыбу», значит из сетей ее вытаскивать. То есть на рыбалку его позвали. К озеру. «Идем, а пастух наш говорит – вот, приеду в Воркуту, сестре расскажу, как с телевидением рыбу снимал. А я ему – вот вернусь в Москву, тоже буду жене рассказывать. Все довольны. Но ты не расслабляйся. Мы сейчас чум снимать будем. Пора стоянку менять». И это оказалось правдой. Суровой, я бы сказала.

Когда олени съедают траву вокруг чумов, оленеводы собираются и передвигаются на новое место. Это называется «касланка». Каслают они к другому озеру, чтобы были вода и рыба. Иногда это далеко. По моим ощущеним – так даже очень.
Целый день происходят сборы. Вещи укладывают на доски – нарты. Упряжек много. Олени, оказывается, совсем не сильные. Они как телята. И тащить поклажу им трудно. Надрываются. Поэтому хозяева стараются разделить все на много частей, чтобы полегче было. Сама касланка начинается уже ночью. Впрочем, это – северное лето, так что ночи – белые. Идти приходится по мокрой мягкой тундре. По болоту почти. Всю ночь.
Когда у меня застывали ноги, руки, зубы, все – я пыталась идти пешком. Это непросто – по мягкой земле. Мы привыкли ходить по твердому. А вот оленеводы – наоборот, им по асфальту ходить невозможно, ноги болят. А по тундре они могут сутками идти. В один из дней, которые мы жили в тундре, утром в нашем чуме появился новый человек. Брат Ларисы – нашей Джульетты. Но это не значило, что приехал вездеход. Он просто пришел в гости. «Окуда ты?» - «Из Воркуты» - «Пешком?» - «Пешком». «Сколько же ты шел?» -«Шесть дней». И вот после этого он просто посидел с нами, почти не разговаривая. Попил чаю. И пошел обратно. Соскучился, понимаете ли, вот и захотел с сестрой повидаться... Повидался и пошел к себе. Это совершенно там нормальное явление. Нам рассказывали ханты про какого-то пастуха, который решил не останавливаться, а пошел пешком дальше – мир смотреть. Шел-шел. Дошел до границы, кажется с Польшей. Там его развернули и он вернулся домой. Много месяцев ходил. Думаю, не сказки. Могло такое быть, вполне. Здесь – да.

Иногда караван останавливался. В один из таких привалов ко мне подошел Костя. «Знаешь, я тут думаю. Вот пока мы тут каслаем, два оленя умерли. А мы живы». «Да, Костя. А у меня во вторых штанах снизу, в третьих сверху, пропуск в Останкино лежит». Нам было смешно от этого. И так мы себя чувствовали далеко – ото всего, к чему мы приспособлены и привыкли. Ото всего, чем можно управлять, о чем головой думать и решать. Давить, настаивать... Пока не дойдем до озера – остановиться не можем. Устали, не устали... Можно ныть, можно молчать. Манипуляции бесполезны. Наши желания ничего не меняют. Все естественно. Просто жизнь.

maryla

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13646
  • сказали спасибо: 583
  • Мария Гусева
    • Просмотр профиля
Re: Истории О
« Ответ #1 : 25 Апрель 2013, 11:01:45 »
5 баллов))
Имей совесть и делай, что хочешь! (С)
http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/705610.html

Olesya Bondareva

  • ***
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 174
  • сказали спасибо: 26
    • Просмотр профиля
Re: Истории О
« Ответ #2 : 27 Апрель 2013, 01:07:04 »
Наконец мы пришли. Именно тогда, когда казалось, что все. Невыносимо. И вдруг – вот оно, озеро! Чумы поставили мгновенно, и сразу – огонь, чай...Счастье...
В нашей бригаде - два чума. Потому что две женщины. В тундре женщина – ценность. Называется она тут смешно – чумработница. Зато муж ее – бригадир, так уж ему повезло. Чья женщина – того и чум, тот и начальник, остальные – в помощь. Пастухи уходят к оленям, а «дома» – огонь, тепло, суп варится. Дети бегают. Женщина слушает – собаки лают, значит мужчины возвращаются, нужно кипятить чай. Согреть. Без этого в тундре не жизнь.
У нас оленей много, два бригадира. Один чум «смотрит» наша Джульетта, а мы поселились во втором, так проще работать. Нашу хозяйку зовут Ирина.
Она замужем за светловолосым гигантом-коми. Ровно и не спеша он делал тут множество хозяйственных дел, но мне был как-то непонятен. В себе. Ну ни слова из человека не вытащишь. Зато Ирина легко рассказывала о своей жизни. Она вышла замуж не рано – в 39 лет. Объясняла Ирина это просто – «никто не нравился». Замуж то ее звали – это тут, как я уже рассказала, для женщины просто. Желающих много, женщин мало. Но сердце ее молчало... И вот приехал как то ее будущий муж – издалека. Почти и не разговаривали. А когда он сделал ей предложение, она сразу согласилась. Почему? «Понравился». Что еще тут объяснять? «Не знаю почему...» Просто понравился. И никаких сомнений. Ни до, ни после. Сейчас у них – маленький сын. И удивительно спокойные и нежные отношения.
Тем вечером после «касланки» я, кажется, впервые услышала хрипловатый голос ириного мужа. «Робин Бобин Барабек, скушал сорок человек...» Он держал на руках ребенка.
На следующий день я записывала интервью с нашим Ромео.
«Ты счастлив?» «Конечно. Жалко этих неженатых. Маются по чужим чумам. Как из детского дома». «А у вас бывают разводы?» «А это что?» Ммм...Как объянить... «Ну это когда люди поженились, а потом жить вместе не стали». «А почему?» «Ну...характерами не сошлись». «А чего тогда женились?» «Думали, что сойдутся». Недоуменная пауза. Причем удивлены мы оба. «Да нет, я вроде такого не слышал».
Вот кто из нас малоразвитый? Десятилетия психотерапии и духовных практик – и то... Смогу ли я так... А ведь хочется...
Я прожила там месяц и не видела ни одной ссоры. Только заботу и взаминую поддержку. Любовь. И тепло. Как же у них это легко получается, а...
Сердцем выбирают. И живут – в простоте. Ничего не боятся. Не сомневаются. Любят тундру свою. Природу. Оленей. Семью.
Лишних вещей не покупают – оленям тяжело перевозить будет. Только то, что действительно нужно. Кстати, оленеводы – не бедные люди. Оленина – ценное мясо, опять же рога оленьи, сырье... У каждого из наших новых друзей есть квартира в Воркуте, но жить там они не хотят, их тундра зовет. В городе – тяжело. Болеют. А тут - воля. Так они и говорят.
Телевидение им явно знакомо, но относятся они к штампам цивиизации с юмором, и совсем не грубым, точно очень шутят.
Вот хозяйка трет золой посуду – и «рекламным» голосом комментирует - «Коми комэт».
Как то пастухи пошли кастрировать оленя. Так поступают тут с драчливыми, которые не дают остальным ни пастись ни спариваться, все время бодаются, меряются. Ну их и успокаивают. Жестоко, но такие порядки. Костя взял камеру, отправился следом. Вернулся – хохочет, пополам складывается. «Нет, снять я это не смог, прости». «Это я понять могу, но чего веселого то?» «Да как закончили они свое дело – поворачивается ко мне такой беззубый оленевод, в крови весь, и гордо произносит – «Полиция Майами, Отдел нравов!» Я чуть камеру не от смеха не уронил!»
Они не знают свой возраст. Однажды в Воркуте затеяли выдавать оленеводам паспорта – там такое началось. «Сколько лет?» «Не помню...Тридцать...Или триста...» Писали как «глянулось», в результате иногда родители по документам оказывались ровесниками своим детям. Но им то это совершенно безразлично. Вот мы к ним приехали – так и живем. У нас никто ни фамилию, ни прописку, ни возраст не спрашивал. Обрадовались – гости, интересно. Не скучно. Рассказали, что вот у них однажды американец кажется год почти прожил. Хороший был человек. Скучают они по нему. Вот только как зовут его то ли не спросили, то ли забыли. Жалко.
Меня по имени тоже не сразу запомнили, а потом и вовсе по-своему переназвали. Олеся? Оленя! Так и величали.
Душой – слышат. Чувствуют друг друга. На расстоянии. А остальное – не так уж и важно...

maryla

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13646
  • сказали спасибо: 583
  • Мария Гусева
    • Просмотр профиля
Re: Истории О
« Ответ #3 : 27 Апрель 2013, 03:01:44 »
))))
Олеся, похоже тебе одной тундры хватит, чтобы сборник рассказов выпустить)))
Имей совесть и делай, что хочешь! (С)
http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/705610.html

Olesya Bondareva

  • ***
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 174
  • сказали спасибо: 26
    • Просмотр профиля
Re: Истории О
« Ответ #4 : 27 Апрель 2013, 09:17:01 »
ну а остальную жизнь куда девать?)))

маша, с твоего благословения - выкладываю тут информацию о моем намечающемся тренинге в чирали
27 мая - 2 июня

называется он "много счастья"

Человеку важно чувствовать. Если мы не чувствуем радость и удовольствие, то начинаем переживать тоску и неудовлетворенность. Фокус в том, что мы можем выбирать. И делаем это - сознательно или нет. На нашем тренинге мы будем радовать себя и других, вспоминать себя и свои желания, учиться получать и дарить удовольствие. Счастье - это возможность. Или много возможностей. Наше путешествие - одна из них)

Что мы будем практиковать?

- Целительский массаж. Эта практика изменит вас и ваши отношения с близкими людьми. Подробнее - читайте в теме (чуть ниже). После тренинга вы сможете делать полноценные массажные сеансы, возможно - профессионально, как минимум - своим близким. И сделать более глубоким качество телесного контакта с любимым человеком.

-Аутентичное движение. Это - практика, помогающая восстановить осознанность своего тела и чувств. Она тоже очень приятна и помогает найти ключи к собственным чувствам

-Техники телесно-ориентированной психотерапии

-Работу с "посланиями" тела и пространства

-Практики в воде (элементы контактной импровизации и вацу)

Кроме того мы просто хорошо отдохнем в райском месте. Море, солнце, горы... Чистота природы и огромные черепахи...)))
Дети - приветствуются)

Ведущая: Олеся Бондарева - психолог, антрополог, танцтерапевт, телесно-ориентированный психотерапевт и специалист по тайскому массажу и древним целительским практикам. Девять лет она практикует различные современные и древние психотехники. Последние восемь лет училась у суфиев Средней Азии ( www.kazakhdervish.com), дервиш Бифатима дала ей духовное имя Бота (верблюжонок, проводник). Обучалась массажу в Индонезии, Индии, Средней Азии, России. В своей работе она сочетает понимание и опыт традиционных культур, и знание современной психологии.
Успешный журналист и режиссер-документалист (режиссер программы "Взгляд с А. Любимовым", главный редактор журнала "Digital photo") в данный момент, она полностью сосредоточилась на теме духовных и целительских традиций мира.

Стоит это счастье недорого. 250 долларов - за неделю утренних и вечерних занятий. ( По 2 часа работы с телом, аутентичного движения и других телесных практик утром и по 3 часа массажной практики вечером). В остальное время - море, солнце, творчество...))) Свобода и приятное общение. Проезд, проживание - самостоятельно, каждый выбирает что ему нравится, но помощь в организации этой самостоятельности мы обещаем. Есть возможность на время практик пригласить няню для детей.

Другие затраты - самолет в Анталью, проезд до Чирали (в отдельной теме), проживание (от 25 долларов в день с человека) и питание - кто как любит и хочет.. Мы подскажем и поможем. Место чудесное, и вообще все там хорошо.

контактировать на эту тему можно со мной
obondareva@mail.ru
« Последнее редактирование: 27 Апрель 2013, 09:20:31 от Olesya Bondareva »

Olesya Bondareva

  • ***
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 174
  • сказали спасибо: 26
    • Просмотр профиля
Re: Истории О
« Ответ #5 : 27 Апрель 2013, 09:18:57 »
нуи про "много счастья" - известную тебе заметку

В мире очень много возможностей. Но «оптом» их можно разделить на 2 горки, как в казино ставят на цвет. Одна горка – счастье, другая – несчастье.
Были в моей жизни времена, когда я считала, что что-то препятствует, не позволяет прийти счастью в мою жизнь. Раскулаченные предки. Детские травмы. Деструктивные программы. И много чего еще. Конечно же, я могу поработать над этим – и тогда мечты сбудутся. Все случится. А если не случится – я еще поработаю. И еще поработаю. И еще...
Нет нет, я же не отказываюсь, все они – с нами, и предки с тяжелым опытом, и родители нечувствующие, и детский испуг, и сдержанность, и социальные стереотипы ... Вот же они, родные.
И все же...
Был в моей жизни, например, такой случай. Один чиновник московский заинтересовался моими творческими идеями. И чуть не подарил мне недвижимость в ближнем подмосковье. Но тут то его и...посадили. Не успела я поселиться в элитном коттежном поселочке вместе с функционерами из мерии... И казалось мне это тогда большой неудачей. Вот как раз после нее я, кажется, раскулаченными предками заинтересовалась. Не хотят они, как я тогда поняла, материального моего благополучия. Не благословляют. Но сейчас, глядя назад, я уже не могу представить себя в том поселке.. Какой была бы тогда моя судьба? Чем бы я занималась? Кем бы стала? Уж точно не той, что теперь...
Но я тогда не успокоилась и пошла к другому большому чину – тоже в московской мэрии, и опять договорилась, понравилась, и чуть не получила квартиру – но... Попала в больницу с невритом глазого нерва и полной потерей зрения. На несколько месяцев. Вот тогда что-то во мне щелкнуло. И расхотелось обслуживать своим талантом, силой убеждения, шаманским, можно сказать, даром - интересы политиков и чиновников, да и собственную корысть. Я помолилась Богу и попросила оставить мне зрение – ради будущего, ради того, что я еще сделаю в своей жизни. Почему то мне тогда показалось, что есть в этом моем будущем что то важное. И зрение вернулось. Сто процентов. На меня приходила смотреть вся больница – оказывается, никто такого давно уже не ждал. «Врачи не боги».. А вот настоящий Бог помог. И к проекту квартирному своему я тогда уже не вернулась.
Неудача? Потеря? Или ангел-хранитель старается? Ведет меня – совсем другой логикой... Предназначение? Из тогдашней себя я и представить себе не могла бы весь тот опыт, чувства, смыслы, которые прожила за годы своих странствий и поисков... чего? Да, дома. Да, семьи. Любви и чистоты. Да, счастья... Хотя, может быть, вот эта моя необычайная и непредсказуемая жизнь – и есть счастье? И много чего еще в ней будет.. И дом в том числе. Но – другой... мой... в который я могу прийти только той дорожкой, непредсказуемой, авантюрной и творческой, которой бреду теперь?
«Научились ли вы любить препятствия, которые рождают в нас новые возможности»... Говорят, это – надпись на каком то камне в Тибете. Что за камень и где в Тибете – не знаю. Да и не важно.
Много же мне времени потребовалась, и много перестрадать, промучаться, чтобы понять, как наконец начать радоваться своей жизни. Не чужой завидовать, а именно своей наслаждаться. Здесь и сейчас.
И в каждом событии, даже в том, которое ломает мои планы и не попадает в ожидания, – без страха и упрека можно видеть новый поворот судьбы.
Вот не слова это. Так правда можно.
Конечно, жизнь пугает и проверяет нас. Не хочу сказать, что я уже Будда. Но что то повидала, что то испытала и уже не такая маленькая, как была когда-то.
Поживее. И посчастливей. Намного.
Я знаю, что выдерживаю перемены. И новое постепенно становится легким и комфортным. И работать не только трудно, но и интересно. После напряжения наступает удовольствие и расслабление. Если только позволить себе это. И расставание – это не конец жизни, а начало чего-то нового. Все это столько раз происходило, что уже не страшно. Жизнь...
Предки, травмы, сдержанность, программы деструктивные – я ж не спорю, все это есть, и инструменты для очищения сознания от них – открыты и доступны, было бы желание. Желание работать над собой есть сейчас у многих.
Но все это тянется и тянется, если нет понимания и решения по одному простому вопросу. Жить. В полную силу. Каждый день – по новому. Это возможно в самых разных обстоятельствах. Нет стандартов счастья. А счастье – есть.

Вот говорили вчера об этом обо всем с Машей Гусевой.
Сама Маша – еще один живой и наглядный пример – на ту же тему...
Красавица из Минска, она совершенно независимо растит троих детей от разных отцов. Ни квартиры, ни финансовой помощи... При это она живет в Антальи, в теплом климате на море, много путешествует и учит женщин женственности. Помимо всего прочего, чему она людей может научить. А женщины, узнав Машину историю, нередко пугаются - « о - нет, я бы не хотела Вашей судьбы, Мария». Почему то в нашем обществе женщина без детей под 40 лет не считается неудачницей, а вот с тремя замечательными ребятишками в 35 – ее тут же запишут в «людей тяжелой судьбы». Сама же растит. Ужас то какой.
Что то в умах людей повредилось явно... А Мария – живет в чудесном месте, у моря и апельсиновй рощи, а захочет - так поменяет его и будет жить в другом. Влюбляется. Чувствует. Дружит. Работает. И дети ее любят, растут красивыми (есть в кого), умными и открытыми. И дело делается. И к суфиям она ездит. И на Алтай. И... Ну, тяжелая судьба у человека, короче.

Так вот. Можно жить. А можно бояться жизни. И в этом то и есть секрет счастья. Такое вот мое наблюдение...

maryla

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13646
  • сказали спасибо: 583
  • Мария Гусева
    • Просмотр профиля
Re: Истории О
« Ответ #6 : 27 Апрель 2013, 09:44:28 »
быть тому
)
Имей совесть и делай, что хочешь! (С)
http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/705610.html

Olesya Bondareva

  • ***
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 174
  • сказали спасибо: 26
    • Просмотр профиля
Re: Истории О
« Ответ #7 : 27 Апрель 2013, 15:06:30 »
Продолжаю истории про оленеводов...

 
В тундре я убедилась, что миф и то, будто все оленеводы страдают алкоголизмом. Не пьют они там. Вот придут в город – на несколько дней, там – вполне возможно. Праздник Оленевода – это всегда пьянка, драка... А здесь... незачем. Да и некогда.
Вот те оленеводы, которых «оседлали», как эвенков, которых я видела на БАМе – да. Там я и правда встретила страшную картину. Особенно запомнилась деревня возле Северобайкальска, которую образцово-показательно построили для «местных» строители БАМа. Сами бамовцы жили в бараках десятилетиями, а тут – партия велела... Помню большие добротные дома, построенные приезжими «покорителями Сибири» для «малоразвитых» кочевников , и – почти неживых, глубоко больных людей. Трезвыми там я видела только маленьких детей да старушек. Некоторых. Они мне и рассказывали, как эта беда с ними произошла. Оленей у них отняли когда-то, создали «показательный» совхоз, кочевать и в чумах жить запретили. «Оседлали», как они говорят. Детей силой забрали в интернаты. Образовывать. Организовали даже какой то Университет – специально для Народов Севера. И сделали их глубоко несчастными. Я тогда долго говорила с бабушкой одной. Она сильно горевала. Дети ее спились совсем. «Зачем мне их дом, электричество это, мне надо чтоб олень был подо мной, да дети мои со мной, живые. А теперь...» В той деревне жила одна едеинственная трезвая семья, подвижников настоящих, учителей школьных. Глава того семейства решил спасти детей своего народа. Повел их в тайгу, стал учить заново оленей водить, рыбу ловить. Вот эти-то дети тех старушек и кормили. Всех. Как полагается в общинах традиционных – любой улов делился на всех. И грустно было на них смотреть, и трогательно... И стыдно как то. За нас. За дикарей городских. Из ложного превосходства готовых в асфальт закатать все, что еще есть живого и непохожего на наши потребительские стандарты.
А иногда – просто из-за денег. Тогда на БАМе я так и не сняла для "Взгляда" еще одну историю. Как убивают традиционную общину, которой досталась земля в пользование, богатая какими-то там еще месторождениями. Утром в деревню приезжала машина, из нее выгружали несколько ящиков водки, ставили посреди дороги и уезжали. И так каждый день. Скоро в этой деревне не должно было остаться живых. Ее просто уничтожали таким нехитрым способом. И месторождения после этого планировали разрабатывать. Уничтожая природу, как повсюду теперь. Как вырубаются леса Амазонки. Как... да чего перечислять то. Известно же все. И жутко. Как нас все еще земля носит. И долго ли...
Человек, который рассказал мне об этом, отказался нас туда везти. Сказал, что не хочет отвечать за то, что мы после такой съемки до города не доедем. "Это - тайга. Тут тебя никто не найдет. И меня с тобой."
И не доехали мы до той деревни тогда. Много уже времени прошло... А я все помню о ней. Живы ли еще ее жители? Вряд ли...

maryla

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13646
  • сказали спасибо: 583
  • Мария Гусева
    • Просмотр профиля
Re: Истории О
« Ответ #8 : 27 Апрель 2013, 23:22:00 »
я, кстати, как раз та, что жила на БАМе в бараке. не 10 лет, но 8
)))))
как? сложно из себя нынешней представить. первые 2 года из тех 8 с туалетом на улице. при средней температуре 8 месяцев в году -30. и воду в бочках привозили, и по своим бочкам надо было разливать. а потом лед надалбывать домой в чайник)))
во детство то у меня было)))
Имей совесть и делай, что хочешь! (С)
http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/705610.html

Olesya Bondareva

  • ***
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 174
  • сказали спасибо: 26
    • Просмотр профиля
Re: Истории О
« Ответ #9 : 24 Ноябрь 2014, 19:10:46 »
Ну что же, на ближайшие пару месяцев мы на Бали. Очень сложно было в России в этот раз, подробностей об этом пока писать не хочется, но как то так. Сложно – не значит плохо, а именно сложно. И светлое, и темное, все перемешалось и получилось то, что получилось. Жизнь и смерть. Как есть.
Приехали в Убуд в новолуние – но на праздник с местными людьми в этот раз не выбрались. Видимо нужно было свое вначале допрожить. Обнулить и начать снова. Чем и заняты.
А на следующий день здесь праздновался День деревьев. Балийцы считают, что у всего живого есть душа. У растений, у животных. И у людей тоже. И чувства есть. И они важны. Все.
В такие праздники жители городка приносят корзины с фруктами и другой едой к храмам и часовням. И там же, где индонезийцы молятся и приносят дары богам, идут петушиные бои. Добрые и злые чувства – рядом. Всему отдается дань. И это – традиционно, часть общего процесса.
Мы немного понаблюдали петушиный бой. Бойцовым птицам к лапам привязывают лезвия, так что бьются они насмерть. Проигравший идет в суп. Немного страшно – как люди навязывают птице свои чувства и качества. Но здесь это все же мягче, чем по всему миру, где человек рушит все вокруг себя, даже не замечая этого, не придавая значения.
Здесь люди осознают себя. Чувствуют. Искренность – это основа любого выздоровления. Невозможно контролировать то, что ты не видишь. Ты не можешь управлять темной стороной своей души, если ты в нее не смотришь. А научишься управлять темным – светлое раскроется. Я прислушиваюсь к своим чувствам. Сны снятся тревожные... Ну - как есть. Накопилось...
Пока просто смотрю. И оживаю.

Olesya Bondareva

  • ***
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 174
  • сказали спасибо: 26
    • Просмотр профиля
Re: Истории О
« Ответ #10 : 28 Ноябрь 2014, 21:11:15 »
Одна из базовых идей в балийском целительстве – баланс. Во всем. Балийские травники делают специальный напиток – джаму - для баланса между внутренними системами человека и внешним миром. Микрокосмос и макрокосмос взаимозависимы, важно чтоб граница, разделяющая их была здоровой, осознаваемой, и именно границей, а не стеной непробиваемой. В один из первых дней тут я говорила со знакомым индонезийцем – советовалась о своих проблемах со здоровьем, обострившихся в последние 2 года из-за катаклизмов в личной жизни, спрашивала его, с кем из целителей Бали он бы посоветовал мне поработать. Его ответ меня тронул. Отозвался глубоко.
«Не надо сразу к целителям – вначале можно съездить в какое-то чистое место, например. на семь источников, это совсем недалеко от Убуда. Там очень сбалансированное место, там тебе проще будет восстановить свой баланс. Вначале нужно почувствовать окружающий мир. Но, кстати, там – храм, нужно одеваться соответственно... Человеку важно быть внимательным, соблюдать три вещи. Этикет, философию (мировоззрение) и приношение (то, что мы даем миру). Это помогает ему сохранять баланс между внутренним и внешним миром. Потом можно сделать обряд очищения – со священником, в храме. Сделать приношение. Тогда твоя энергия гармонизируется и нужные двери откроются».
Здесь, на Бали, очень благодатное пространство для восстановление чувств и восприятия окружающего мира. Телу хорошо. Глаз отдыхает – цветущая растительность, удивительные краски неба, красивые предметы. Я уже говорила, что восхищаюсь чувством стиля балийцев. Почти все что то рисуют, делают руками. В самых бедных домах, я заметила, на стенах висят не фотографии членов семьи, а портреты. Хотя бы карандашные. Сделанные или другими членами семьи, или соседями-художниками. Шаман, целитель, как правило тоже является художником. Рисует, вырезает из дерева. Это понятно – чувствующий и осознающий себя человек может разными способами это проявлять. Чувство прекрасного – тоже чувство. Одно из... А еще – ароматы... вкус... Здесь прекрасно готовят – вкусно, полезно, недорого – в кафе.. И постепенно мы «отмораживаемся». Психика понимает, что «можно». Можно чувствовать и не разочаровываться постоянно. Можно открываться миру. И делиться с ним тем, что есть внутри.
С первого дня мне тут снятся яркие сны. Вначале – о том, что наболело. Я просыпалась на восходе с каким то сильным переживанием то одной, то другой истории из недавнего прошлого. Просыпалась – и видела солнце. Или – тропический ливень (тут сейчас сезон дождей). Или – облака, окрашенные первыми лучами восхода. И это давало мне огромную поддержку, по-настоящему помогало увидеть произошедшее уже не через боль, а из «большой картинки». И принять нормальные, конструктивные решения. Освободиться. Вернуться в себя – здесь и сейчас. Психотерапия – только не с терапевтом, а с землей, небом, цветами, воздухом, водой, солнцем...
Мы недооцениваем порой воздействие на нас окружающего пространства. Человек приспосабливается ко многому. Когда мы прилетели из Турции в Москву, а потом в Саратов, я была потрясена серостью окружившей меня реальности. Словно вдруг из мира исчезли все краски. Кроме оттенков серого. Люди - в черном и сером. Серое небо, грязь, серые дома. Когда я живу в Москве, это так не чувствуется. Мы консервируемся, забываем даже хотеть – свежего воздуха, чистой воды, ну или сверкающего чистого снега – если зима. Неба. Живой еды. Притупляем чувства. Получается депрессия , или невротизация – с зависимостью от интернета, фастфуда, алкоголя... А красота... Ну как то нет ее и нет. Работать надо, а не по сторонам глазеть. Но ведь так жить необязательно. Многие живут иначе. В том числе – небогатые люди. Вот хотя бы тут, на Бали. Просто ценности такие у них. Чистая природа вокруг важнее нового гаджета. Улыбка и внимание к другому человеку, к его миру и чувствам, - важнее чувства личного превосходства. Воровства почти нет. Цену для туриста индонезийцы "задрать" могут. Запросто. Но не украсть. Это как бы игра. Безо всякого зла. А если ты неумеешь договариваться – всегда договоришься с индонезийцем и о цене нормальной, и об услугах. Просто говори по-человечески. Не как с «туземцем», а как с равным. Интересуйся культурой, традициями, людьми. И тебя тоже будут уважать.
Красота здесь повсюду, для всех доступна. В любой кафешке, в каждом доме – стильная и комфортная резная мебель, украшения интерьера, расписные ткани, картины... Здесь это недорого. Как я говорила, очень многие что то делают из дерева, бамбука, и как правило – хорошо. С чувством. Со вкусом и талантом. Почему нужно жить в некрасивых вещах, когда можно сделать красиво? Это не так и трудно... Нужно просто любить и чувствовать красоту.
У многих людей красивое тело. Немудрено. Здесь сбаласированно и правильно питаются. Очень многие занимаются йогой, все много времени проводят на воздухе. Да, а еще они все танцуют. В каждой деревне два раза в месяц устраиваются празднования новой и полой луны. Для балийцев это - как для христиан воскресная служба. Все приходят. И эти праздники включают в себя многочасовые танцевальные перфомансы, в которых участвуют почти все жители деревни. Мужчины, женщины, дети, старики... Здесь есть и традиционные боевые искусства, знакомые индонезийцы рассказывали. Мы еще съездим, посмотрим на мастеров. Ну и массаж, разумеется. Здесь это тоже – в каждом доме. Массаж делают все. Кто –то работает с туристами, кто –то нет, но умеют – все. Как готовить. Лучше или хуже. Но – это открыто для каждого балийца с детства. Часть жизни.
Внешнее и внутреннее. Красота души и тела. В балансе. Все очень просто)

Olesya Bondareva

  • ***
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 174
  • сказали спасибо: 26
    • Просмотр профиля
Re: Истории О
« Ответ #11 : 02 Декабрь 2014, 02:29:26 »
Я задумалась о том, чтобы написать книгу про массажи мира. И хоть уже знаю об этом немало, сразу же захотелось начать новое исследование. Творческий же процесс, хочется новых впечатлений-ощущений для вдохновения и свежего восприятия.
Для начала я стала заходить во всевозможные массажные салончики тут и заказывать массаж. Дурацкая затея, надо сказать, ставить на себе опыты. Самоуверенная. Впрочем, на задачу – работает. Мысли появляются. Хоть и не всегда от хорошего опыта. Ну что же - на Бали не принято оценивать. Все - жизнь)
Во-первых, опытным путем установлено, что заказывать на Бали лучше именно тот массаж, который они называют балийским. Тогда они делают то, чему их учили еще бабушки, как чувствуют и умеют. Всякие там тайские, аюрведические, гавайские и прочие массажи в исполнении балиек – профанация. Серьезно другие традиции они не изучали. И собой перестают быть. Понаписали «прейскурантов» для завлечения туристов, и только. Для меня массаж – это правда и искренность. Не попытка понравиться, не подхалимаж, не создание пустых иллюзий. Если б они делали тайский потому, что он им нравится и интересен, это было б другое дело. А тут мотивация фальшивая. И массаж не может не показать это. Не «проникает» внутрь, не облагораживает чувства, не радует. Так... Жамканье, бессмысленное довольно. Разница - как между просититуцией и сексом с любимым человеком. То есть – огромная. Два разных процесса, хотя если формально подойти – то движения похожи.
Одним словом, я стала заказывать балийский. Предложения тут на каждом шагу, и дешево. Можно хоть десять раз в день делать. Ну я воспользовалась, можно сказать, пошла по рукам. И на этом – погорела. Неразборчивость в телесных контактах, хоть и массажных просто, до добра не доводит. Тело – храм. С ним без любви и качественного внимания нельзя.
Мне снова повредили ногу. Балийский массаж – это довольно глубокая работа с мышцами – по маслу. Давят тело до синяков. Я предпочитаю более мягкие техники, но чего не сделаешь для науки. Вроде бы. Ну и доигралась. Очередная атлетка с железными пальцами не просто синяков мне наставила, а сдвинула маленькие косточки в левой ноге. А это значит – нельзя ходить, иначе нога травмируется все сильнее с каждым шагом. Ну и , разумеется, на этом мои приключения по массажным салонам были окончены.
Я срочно нашла знакомого индонезийца, и потребовала порекоменовать мне кого-то из «наших», из чувствующих. Так я и оказалась у знахаря Рекена. Первый интересный мастер в этот приезд. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Рекен – потомственный целитель. История его - вполне обычна для целителей. Деды и прадеды лечили людей. Сам он – чувствовал в себе эту способность, но не хотел начинать жизнь знахаря. Ему нравилось путешествовать. Но однажды он попал в аварию, и пообещал богу заняться целительством, если к нему вернется здоровье. Все закончилось хорошо, и он приехал в Убуд, и с тех пор живет на одном месте, никуда не ездит, и к нему стали приходить на лечение люди.
При нас приехал парень, ни много ни мало - снимать порчу. Рекен простукивал его, промывал нос, делал какие-то еще странные движения – как бы очищая от яда. На Бали есть вполне официальные черные маги, и у них своя клиентура. Я спросила – кто же к ним приходит? И зачем люди становятся черными магами. Мне ответили, что занимаясь магией люди увеличивают свою энергетику, почти животную силу. Это может быть этапом. После которого человек идет дальше, меняется. Ставит себе уже совсем другие задачи. А кому то просто нравится быть сильным. И чтоб его боялись. Такое тоже возможно. Зло – часть природы этого мира. Как тень. Балийцы к этому относятся с принятием.
Рекен – жеро. Я еще не до конца поняла, что это значит. Уточню.

maryla

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13646
  • сказали спасибо: 583
  • Мария Гусева
    • Просмотр профиля
Re: Истории О
« Ответ #12 : 02 Декабрь 2014, 03:09:24 »
про стул еще, про стул)
Имей совесть и делай, что хочешь! (С)
http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/705610.html

Olesya Bondareva

  • ***
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 174
  • сказали спасибо: 26
    • Просмотр профиля
Re: Истории О
« Ответ #13 : 12 Декабрь 2014, 05:24:39 »
Я – горожанка. Это мои прадеды ходили по воскресеньям в церковь, праздновали смену времен года и другие важные вехи и перемены в жизни со всей общиной, знали по опыту, что откуда берется и куда уходит. Я же – росла в бетонной коробке. В одиночной камере. Мой первый опыт социализации – средняя школа. Очень средняя. Молчать, не двигаться, повторять за учителем. Конечно же, я нарушала обычный порядок. Спасибо моим молодым тогда и мало включенным в мое воспитание родителям за то, что их не тревожили протесты учителей и мои пропуски занятий, я вольно жила своей, по большей части книжной жизнью, любила поэзию и искусство. Училась, впрочем, хорошо, едва ли не лучше всех в классе. В доме у нас было много творческой интеллигенции, художников, писателей, много книг, в том числе – альбомов по искусству. Это – поддерживало. Приносило радость, а значит – затрагивало душу. С тех пор и навсегда в любой стране, куда заносит меня жизнь, я ищу людей искусства, культурные ориентиры, ищу и нахожу опору в творчестве. Недавно в Турции на горе Химера мы говорили с моим названным братом Арманом Бекеновым о смысле этого сакрального места. Чтобы убить Химмеру герой должен был оседлать крылатого коня – пегаса. То есть – раскрыть в себе творчество. Творчество – побеждает сумрак души. Искусство и люди искусства – это мой народ и моя малая родина. Так уж сложилось.
Когда я была ребенком, тянулась к красоте, и видела своих родителей и их друзей, еще я видела школьных учителей, но они меня интересовали намного меньше, видела одноклассников... Я не знала других людей, иных способов жить. Я принимала мир таким, каким он был тогда для меня. Мой детский опыт. Но в то же время я чувствовала, что чего то в этом во всем не хватает. В отношениях с людьми. В том мире человеческих одиночеств, страстей, печалей и иллюзий, который я видела вокруг себя. Почти все, кого я знала, были глубоко одиноки в душе.
Некоторые одинокие люди могли неплохо управлять другими одинокими людьми, манипуляциями и быстротой мышления добиваться того, что им нужно для комфортной жизни. Становились ли от этого они счастливее? Я не чувствовала так.
Действительно встретиться с другим человеком в нашем мире – большая удача. Редкость и талант. А объединиться со многими людьми – реально, в жизни, с чувствами и разделенным опытом – это, можно сказать, успех. Праздник.
Я уже много лет учусь тому, что не могла дать мне наша «городская» культура - объединяться, попадать в резонанс с сообщестами людей, собирать свое «племя». Сознательно и бессознательно. Много думаю и пишу об этом.
И очень много уроков – как люди могут вместе жить, радоваться, проживать жизненные этапы, - я нахожу там, где в деревнях еще сохранилась традиционная обрядовость. В России она почти везде утрачена. У меня есть друзья – психологи, которые собирают, практикуют и передают русские традиции, обрядовую культуру славян. Мы сняли вместе несколько серий о славянских обрядах годового круга, например, и я очень надеюсь продолжить этот сериал. С ними я учусь русской культуре. Ее глубинным смыслам. Это – личное исследование.
А еще я езжу в страны, где – в их культурах и традициях, разумеется, такая обрядовость жива. И это, скажу я вам, сильно.

Вот и на Бали, я еду в деревни, особенно на их общие события, ритуальные действа. В нетуристические места, по большей части Именно так я понимаю, где, с какими людьми рядом сейчас нахожусь. Что, конечно, требует времени. Но имеет смысл, учит. Наполняет.
Чтобы участвовать в церемониях, кстати, нужно одеваться в саронг. И мужчинам, и женщинам. Иначе – на территорию храмов не пустят. Индонезийцы тоже одевают только традиционную одежду, направляясь на такие мероприятия.
В каждой деревне есть свои принятые «дресс-коды». Музыканты одной деревни носят зеленые пиджаки и золотистые саро. Другие –одеты иначе. Девушки, еще не вышедшие замуж, одеваются тоже в определенные цвета. В той деревне, где мы были на празднике сельского храма, это был белый верх и черный низ. И сидят они на празднике отдельно. На виду, кстати) Можно выбирать себе невесту) А у их соседей девушки были одеты по-другому. Но тоже одинаково.
Замужние женщины одеваются кому как нравится, но на праздник это всегда – саронг и такая кружевная кофточка со специальным широким поясом. Я завела себе что-то подобное. Раз надо... Хотя пока не очень понимаю смысла этих правил. Не то, чтобы я была против. Просто не прочувствовала.
А вот что меня трогает и увлекает –это само количество сельских праздников. С общей молитвой, накоторую приходят все - от мала до велика. И еще настраиваются на нее несколько дней. Считается, что перед такими событиями нужно следить за своим состоянием, ни с кем не ссориться. И они действительно стараются этому следовать.  С живой музыкой, которую исполняют деревенские же музыканты. С танцами. С народным театром. До глубокой ночи...
Один из жителей деревни с гордостью показывал мне своего сына, играющего на каком то неизвестном мне музыкальном инструменте. «Он это делает намного лучше меня. Он учился в специальной школе искусств». Оказывается, последние годы правительство Индонезии финансирует обучение детей традиционным искусствам – музыке, танцам, рисованию.
«У нас на Бали очень много всего делается из бамбука. Много ритуальных предметов. Мы считаем, что человек должен быть, как бамбук. Бамбук растет не в одиночестве. Вместе. Люди тоже должны поддерживать друг друга. Бамбук твердый снаружи и пустой внутри. Человек тоже должен быть стоек перед трудностями и открыт к знанию – пустой внутри. А еще бамбук может сгибаться. И человеку важна гибкость»...

Olesya Bondareva

  • ***
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 174
  • сказали спасибо: 26
    • Просмотр профиля
Re: Истории О
« Ответ #14 : 26 Ноябрь 2015, 07:13:47 »
Вы любите Турцию? Скажу о себе. Я впервые приехала в Турцию в очень непростой для меня период жизни. В ту самую «темную ночь души». Я переживала жесточайший личный кризис, просто вспоминать не хочется. Но это - другая тема.
Так вот, была у меня, значит, такая вот темная-темная ночь. И месяц это был – февраль. Совсем не пляжный в Турции, если кто знает страну. Худший, чтобы ехать в те края. В это время там сыро и промозгло. Холодно. Но мне было нужно согреться не телом, а душой. И я поехала в Стамбул и Конью. С Машей Гусевой. К шейху Джеллаледдину Лорасу. Суфийскому пиру. И это была поездка, с которой началось тогда мое возрождение, возвращение в реальность. Выход из той темной полосы. Все складывалось удивительно. И друзья, которые заботились. И города, которые оказались прекрасными. И Мевляна с Шемсом, в мавзолеях которых успокоился ум и пришли ясность и понимание ситуации. И шейх, который сказал те самые слова. И горячий салеп. И турецкий кофе со сладостями – даже в рейсовых автобусах. И гостеприимство людей.
Потом не раз, именно в трудный момент, я помнила, что есть Турция, и можно туда поехать. К Мевляне. К мевлеви. Или просто на море. Это просто и доступно, и в то же время - можно оживить чувства, восстановиться, получить поддержку. И от моих друзей, и от турок. Дружескую, теплую, ни к чему не обязывающую поддержку. Если некуда вот прямо сейчас двигаться, не видно путей, то можно ненадолго в Турцию. В гости. Погреться.
Знаете что меня больше всего потрясло и привлекает в традиции мевлеви? Забота о людях. Турецкие дервиши именно ее сделали главной духовной практикой. Обо всех. О случайных странниках. Известно многим, что в дерге дервиши стояли у дверей, чтобы видеть, что нужно входящим. В семьях мевлеви дети с малых лет воспитываются так, учатся этой заботе. И там она во всем. От вычищенной обуви гостей и «провожаний» в аэропорт в любое время, свежего кофе в 6 утра, который сварили специально для тебя и поставили у двери, вежливо постучав, напоминая что время собираться в путь, - до глубоких мудрых, но совсем не навязчивых разговоров, юмора, дружбы, музыки, поэзии, круга прекрасных людей, готовых тебя принять в своем доме и видеть все лучшее, что есть в твоей натуре...
Моя Турция – такая. Вкусная. И душевная.
А знаете... Я ведь и Украину очень люблю. Мое детство прошло под Одессой. Там жили мои горячо любимые бабушка и дедушка, а сейчас – родная и дорогая сердцу тетя. Вторая мать. Там я была счастлива в детстве. И в Киеве мне хорошо, творчески, весело. Замечательные люди там живут. Город теплый и красивый. А в Карпатах я впервые встретилась с живыми духовными традициями славян – в деревенской культуре. Когда в вышиванке в воскресенье – в церковь, вместе с соседями. Когда почти в каждой деревне своя гадалка. Деревенская целительница. А еще у меня там была важная встреча, с мольфаром Михайло Нечаем. Может быть, самым добрым человеком, которого я видела в жизни. И я еще расскажу об этом.. Он навсегда останется в моем сердце. Светлая ему память.
Вот такая моя Украина. И другой мне не надо. Я люблю эту.
Я вот все думаю, как люди попадают в это – «не люблю турок», «не люблю украинцев». Русских, евреев, китайцев, москвичей... кого угодно. Что это такое? Потеря личного, прямого контакта с реальностью и лояльность каким-то предложенным некой группой идеям и интересам? Если ты с нами, ты против них? Там ведь не просто «против». В «чужом» перестают видеть человека. Совсем. И это – страшно. Я помню воспоминания одного ветерана Великой Отечественной о том, как они, войдя в Германию, насиловали немецких детей. «Сейчас мне странно это вспоминать, я ведь был мальчиком из еврейской образованной семьи. Но это был я».
Люди теряют контакт и со своей человечностью, и с человечностью в других. Почему? Страх?
Наверное... Одному – страшно. Чувствовать порой - больно. Что делать - непонятно. Бывает такое, да, случается. Например, в войну.
Когда безопасней объединиться в группу. И выставить наружу только броню и шипы. Все вместе.
Именно такая позиция кажется самой правильной. Часто люди занимают ее и без войны, при любой тревоге или потере устойчивости. Она знакома. Наши предки ее знают очень хорошо, они и научили нас.
Но радости там нет. И... Знаете что. Это – не единственный способ уцелеть. И даже не самый безопасный. Там, внутри брони, тесно и тяжко. Слабые не выживают. Лучшие, добрые и благородные, гибнут. Счастливых нет вообще. И общество строится – совсем не то, в котором вы бы хотели жить. Там – зона. Примеров тому множество.
А вот если не бояться, то можно и по-другому. По-человечески. В реальности. Звучит фантастично, но я точно знаю, что можно. Примеров тому мало. Но они есть. Если в политике, то, разумеется, Ганди.
Я – не политик. Мой опыт – из моей жизни. Если быть честной, то надо признаться, что и шипы с броней лично я в чулане своем имею. Пробовала и так, и по-хорошему. И оказалось, что с живыми конкретными людьми по-хорошему гораздо эффективней. Можете мне не верить.
А я выбираю любить Турцию. И Россию (отсюда, из Канады, это, кстати, тоже – не самая популярная позиция). И Украину. И я попрежнему хочу быть дома во всех этих странах, хочу там работать, дружить, учиться...
В Египте вот еще ни разу не была. Надо съездить.
P.S. Да, кстати, мой первый любимый муж тут в комментариях напомнил, что я когда-то снимала фильм в Армении - о войне и о дружбе с Россией, о невероятной армянской культуре, и о геноциде 1915 года.. Тогда в Турции было убито несколько миллионов мирных армян. Назывался фильм "Унесу твою боль" (так буквально переводится с армянского "до-свидания"). Все помню, и именно поэтому говорю сейчас о том, о чем говорю. О людях. О человеческом. О живом.