Мы на других ресурсах:
Вконтакте
Facebook
instagram
Telegram
Сайт

Автор Тема: Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь  (Прочитано 37886 раз)

maryla

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13646
  • сказали спасибо: 583
  • Мария Гусева
    • Просмотр профиля
Как мой сын учился в третьем классе

Для тех, кто не знает, что я думаю в целом про школу и домашнее обучение, милости прошу сначала сюда
http://gimnastika-zvezda.com/forum/index.php?topic=659.0

Коротко: я против того, чтобы мои дети ходили в обычную (бесплатную или платную) школу с занятиями с утра до вечера.

В этом году мы нашли в Анталье клуб «Дениска», и устроились в него учиться. Кристина в первый класс, а Андрей в третий. Занятия в этом клубе организованы так, что ребенок приходит в «школу» два раз в неделю и 4 часа занимается по программе своего класса. Кристина занималась по вторникам и пятницам, Андрей по средам и субботам. В «классе» 6-8 человек. Учительница одна, она ведет все «классы» в разные дни. На дом выдается домашнее задание. И в конце года приезжает комиссия из Питерской школы «Экспресс» и принимает аттестацию. Вот по этой аттестации у Кристины зачет (первый класс, оценок нет), а у Андрея четверка по чтению, по остальным предметам пятерки.

Эти занятия организованы для детей, которые нормальным образом учатся в турецкой школе, но вот так, параллельно еще проходят русскую программу. Мои дети в турецкой школе не учатся, поэтому практических занятий у них в разы меньше, чем у остальных детей из класса. Как мне показалось, на результате это никак не сказалось.

Кроме клуба, дети занимались с личными наставниками. Кристина с няней, а Андрей с соседкой и бабушкой, и еще дедушкой. Как говорит наша бабушка: «Окружающий мир – это к деду, это я не разбираюсь, с Андрюшей дед занимается». Ну вот по остальным предметам бабушка, она уже третий год главная наша учительница. Я, пожалуй, не сделала ни одного урока за эти три года. Как-то всегда обходилось без меня.

Андрей сдал третий класс в его обычной школе в Питере, школа называется «Обучение в диалоге». Туда мы ездили два раза (возможно, три, не помню уже), и еще часть зачетов он сдавал в скайпе. Сложность заключается в том, что школы «Экспресс» и «Обучение в диалоге» проводят обучение по разным программам, поэтому Андрею пришлось пройти обе. И программы эти, как я поняла, существенно отличаются. Поэтому Кристину я не стала проводить через вторую школу, прошла аттестацию за первый класс в одной и этого мне пока достаточно. Андрей же летом много времени провел с бабушкой над уроками второй программы, что и отметила на последней сдаче учительница. Бабушке отдельная пятерка за подготовку внука)

Я знаю, что многим интересно, что я думаю в целом об образовании, и как у нас складывается этот процесс. Из текущего опыта я могу уверенно сказать, что обучение именно в начальной школе, на мой взгляд, не нужно совершенно. Мало того, что в нем нет необходимости как таковой, все эти дисциплины можно освоить самостоятельно, главная беда начальной школы заключается в том, что дети, которые хотят бегать-прыгать-играть и веселиться должны проводить много времени за неестественным для них занятием: сидением за партой. Все, что изучается  в начальной школе, можно выучить в игре, или хотя бы сидя-лежа в удобной позе, но никак не за партой. За партой надо учиться писать, хотя и это небезусловно, можно писать лежа на ковре, например. Но допустим – за партой. Но это максимум час в день, а лучше полчаса, чтобы не отбить у ребенка охоту. А дети в школе именно за партой проводят все время.

Дальше детям нельзя болтать во время занятий, нельзя делать то, что хочется. Дисциплина, на мой взгляд, не приводит ни к чему, кроме покорности. И именно в начальной школе дисциплина вредна, как никогда. Дети до 10 лет словно маленькие щеночки или котятки – милые и ласковые (я говорю про детей в массе, которые живут в семьях), они готовы повиноваться, слушать, что говорит старший. Старший для них авторитет, и его задания не вызывают протеста. И дети учатся повиноваться, именно повиноваться, но не думать. Часто ребенок решает задачу как-то по-своему, и это в лучшем случае засчитывается в категории «молодец», но отличную оценку ставят тогда, когда задача решена по правилам и последовательность решения записана полностью и в соответствии с регламентом. То есть задачу важно не столько решить, сколько правильно и последовательно расписать. А это как раз не про «думать», а про следование правилам.

Про предмет «русский язык» я вообще всегда высказываюсь много и непочтительно. Я по ей день искренне уверена, что если ребенок достаточно много читает и достаточно много пишет, то и русским языком он будет владеть в достаточной мере. Для чего нужен, например, звуковой анализ – для меня сущая загадка. Андрей читает Черчилля «Мои ранние годы», читает давно, не запоем, но читает. А русский в третьем классе у него на уровне четверки. Про что это мне? Про то, что оценки в принципе не нужны. Что дает оценка? Я точно знаю, что она дает огорчение ребенку, но не дает при этом мотивации «выучить лучше», да и что выучить? Пресловутый звуковой анализ?

Я не знаю, как будет складываться наше дальнейшее обучение, но про начальную школу я уверена: ребенок вполне может освоить программу не посещая школы. Моим детям несколько не хватает общения со сверстниками, про это, может, напишу как-нибудь отдельно. Но в остальном, домашнее обучение, в моем представлении, - альтернатива, которая по силам всем. В домашнем обучении действительно нет ничего сложного. Дайте детям свободу с детства, и они поблагодарят вас, когда вырастут..
Имей совесть и делай, что хочешь! (С)
http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/705610.html

Kalinina Anna

  • Инструктор по гимнастике
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 652
  • сказали спасибо: 27
    • Просмотр профиля
вот про общение со сверстниками интересно... там же ж возраст такой наступает, когда это важно, можно сказать на первый план выступает. интересно, как ты этот вопрос решаешь.

maryla

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13646
  • сказали спасибо: 583
  • Мария Гусева
    • Просмотр профиля
на первый план относительно чего, Аня? вставать каждый день в 7 утра не так важно, как иметь возможность общаться со сверстниками? сильно в этом сомневаюсь. как и все остальные тяготы школы. плюсы школы ни в каком возрасте не превышают минусы от школы же. ну это мое видение, конечно
Имей совесть и делай, что хочешь! (С)
http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/705610.html

Kalinina Anna

  • Инструктор по гимнастике
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 652
  • сказали спасибо: 27
    • Просмотр профиля
на первый план относительно общения со значимыми взрослыми и семейным общением. я не оспариваю минусы от школы, мне интересно, как ты решаешь вопрос недостатка общения со сверстниками. ну или планируешь решать.

Тулякова Елена

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 10
  • сказали спасибо: 3
    • Просмотр профиля
   Маша, это я писала пару месяцев назад, сейчас разбирала записи и нашла.
   МОЕ ПОНИМАНИЕ СО   
Я считаю, что решение на переход о СО должны совместно принимать и родитель, и ребенок. Конечно, очень тяжело объяснить семилетнему ребенку, что в общеобразовательной школе ему будет некомфортно. Практически все дети хотят в школу. В их понимании, школа это весело. Друзья, игры, прогулки и т.д.( особенно для домашних детей, не посещавших садик). Одним словом, ПРАЗДНИК КАЖДЫЙ ДЕНЬ. И очень тяжело им осознать, что кроме развлекухи, в школе придется сидеть недвижимо по 40 мин несколько часов подряд. Слушать крики детей,учителей и т. д.
Когда мой старший сын, пришел первый раз, 1 сентября из школы, вместо радости на лице, я увидела очень сильное удивление.Мама, а зачем в школе, все так сильно кричат? Я ответила, что там большие помещения, и приходится говорить громко, чтобы тебя, услышали. Сейчас он пошел в 11-й класс, но к этому шуму, так и не привык. Просто научился абстрагироваться. С младшим сыном, еще хуже. У него от постоянного шума начинала болеть голова. И вообще мои дети очень много не понимали в школе. Почему ученики не выполняют требования учителя? Почему, так плохо себя ведут? Почему кидаются в столовой котлетами? И еще тысячи разных «ПОЧЕМУ»? А я терпеливо им отвечала на эти вопросы. Конечно, вы можете мне возразить, что я, как мать, должна была подготовить их к этому. Но подготовить, к чему? К постоянному шуму? К тому, что родители не научили детей уважать взрослых? А учителя не уважают учеников? К тому, что дети, выращенные в постоянных запретатах, в школе срываются с цепи, и творят, что хотят! Ну, честно я не понимаю, как к этому подготовить своих детей. Дорогие мои, Родители. Я не призываю Вас пугать ребенка, страшилками про школу. Просто я думаю, что перед принятием окончательного решения, вам необходимо в доступной форме объяснить ребенку свою позицию.
Для чего все это я написала? При любом образовании большую роль играет мотивация. Маленький человек обязан понимать, зачем ему надо учиться? Тогда обучение пойдет легко и просто. Если ребенок будет понимать, зачем ему учиться читать или считать, то он это будет делать с удовольствием. А, если родители преподнесут уроки в форме непринужденной игры, то это, в моем понимании, просто здорово. Но такой подход подойдет для первого, максимум второго класса. Ну, а дальше, я думаю, ребенок на равне со взрослым должен принять на себя ответственность за происходящее. В 9-10 лет нужно уметь принимать решения и нести за них ответственность.
В общеобразовательной школе, как правило, занятия проходят следующим образом. Учитель разжевывает тему, потом дети пишут контрольную и все об этом благополучно забывают. Зачем тогда вообще на это тратить время? Я не могу ответить на данный вопрос. Вспомните себя. Сколько часов в школе вы провели впустую. У многих взрослых, даже сейчас, по прошедствии стольких лет вызывают раздражение, если не сказать сильнее, отдельные предметы или темы. У М, Литвака я прочитала гениальную мысль. Учителям- предметникам,выплачивать зарплату, отталкиваясь не от часов, а от количества учащихся на занятиях. А ученикам- старшеклассникам сделать свободное посещение уроков. То есть задача учителей, в данном случае, состоит в том, чтобы проводить уроки в интересной форме. И тогда подростки, сами будут решать, посещать занятие или нет. Разумеется его предложение не приняли. Это же ломает всю систему образования.
Исходя из всего этого, я думаю, что при планирование домашних занятий, находясь на СО. Родители с ребенком сами должны решать, что и сколько по каждому предмету им проходить. Конечно, есть определенные знания, которые необходимы для проведения аттестации. НО... Еще раз повторяю, что СКОЛЬКО и КАК надо решать вместе, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, и отталкиваясь от этого, состовлять учебный план.
Мой младший сын перешел на СО в этом году. Мы прикрепились к нашей обычной, государственной школе. Сначала я думала, что заниматься будем строго по учебникам. Но когда я полистала, допустим «Русский Язык» за 4-йкласс, то была слишком сильно удивленна. Новой информации, максимум 3 страницы, остальное «ВОДА». Потому мы для себя решили. Выучим новые правила, научимся писать изложения и будем писать диктанты раз в неделю. По программе этого достаточно. Учебник по «Окружающиему миру», вообще абсурд. Первая тема «Как устроен организм человека». Очень много какртинок, а информации ноль.Но моему сыну не 5 лет, ему это не интересно. Потому для себя решили. В определенный день Михаил садится за компьютер, ищет( причем САМ) необходимую информацию, а вечером мне рассказывает. Или делает на данную тему презентацию( а это, между прочим, тема изучения по «Технологии» в первой четверти) Таким образом разложили по полочкам все предметы, и решили заниматься пять дней в неделю по часу, полтора. Сначала сын, сам читает новую тему и выполняет необходимые письменные задания. А, потом мы вместе ее обсуждаем и проверяем , выполненную им письменную работу. Если, у ребенка возникают, вопросы по данной теме, Миша их записывает, и мы уделяем им особое внимание.
Вот почему ребенок, должен быть готов, заниматься самостоятельно. Мне не придеться стоять над ним «с палкой». Михаил, равно, как и я, понимает, зачем ему это надо.
Побродив по просторам интернета, и почитав заметки родителей, я увидела в СО, лишь один «минус». Приходиться больше времени проводить со своим ребенком. Мы к этому готовы! У нас с сыном страха перед СО нет. Хотя мы прекрасно понимаем, что в случае неудачи, винить будет некого.
Я, действительно, осознанно взяла ответственность за образование младшего сына на себя. А это, самое сложное,в переходе на Семейное Образование.

maryla

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13646
  • сказали спасибо: 583
  • Мария Гусева
    • Просмотр профиля
Мы в Питере со старшими детьми учимся и сдаем тесты-зачеты.
И вот Кристина вчера сдала математику и русский, но учебники по окружающему миру и чтению она совсем не видела в глаза (занималась по другим), и учительница дала задание на дом: пройти определенные задания.
И вот я вечером уходила, а Кристина по плану должна была заниматься по сд-диску по окружающему миру. Прихожу, спрашиваю:
-   Ну, как дела?

Дети в один голос:
-   Кристина все прошла, ошиблась в одном вопросе.
-   Каком же? - спрашиваю я.
-   Она не смогла ответить на вопрос: «В какие месяцы у школьников каникулы?»

Ну право же, откуда ей знать))))
Имей совесть и делай, что хочешь! (С)
http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/705610.html

maryla

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13646
  • сказали спасибо: 583
  • Мария Гусева
    • Просмотр профиля
Цитата из книги "Дэ Пятачка", Хофф Бенджамен

Взять хотя бы типичную для нашей школы арифметическую задачку:
В загоне 300 коров. После того как ворота загона открываются, каждую минуту загон покидают 2 коровы. Сколько коров останется в загоне через 1,5 часа?

Как предполагается, подобные задачки, приближенные к повседневной жизни, должны помочь нам в дальней шем и, в идеале, научить отличать истинное от ложного. Но всякий, кому хоть раз в жизни довелось пасти коров, знает, что коровы не ходят через ворота с частотой две штуки в минуту. Они либо прут скопом, либо вообще не желают покидать загон. Или уходят, когда им вздумается. Очень может быть, что уже через 10 минут в загоне не останется ни одной коровы. Но если вы дадите учителю такой ответ, он поставит вам двойку. в этом принципиальное отличие между школой и жизнью.

Если бы потребовалось выделить основополагающие принципы даосизма, касающиеся повседневной жизни, то следовало бы назвать в первую очередь наблюдательность, умение осмыслить подмеченное и умение применить это на практике.
Имей совесть и делай, что хочешь! (С)
http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/705610.html

maryla

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13646
  • сказали спасибо: 583
  • Мария Гусева
    • Просмотр профиля
http://m.lenta.ru/articles/2015/09/01/noschool/
Монологи родителей, которые забрали детей из школы
Имей совесть и делай, что хочешь! (С)
http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/705610.html

maryla

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13646
  • сказали спасибо: 583
  • Мария Гусева
    • Просмотр профиля
В чате по гимнастике Даша написала про мою вторую книгу по материнству:

Девушки, хочу написать отзыв на Машину книгу вторую о материнстве.
Я рекомендую эту книгу всем молодым мамам и готовящимся. Книга совсем небольшая, но в ней содержится очень много прожитого и прочувствованного

Книгу можно приобрести у меня, только в электронном виде. В книге я собрала и систематизировала свой родительский опыт, в основном про малышовый период (беременность и возраст от 0 до 3 лет, многое написано про роды). Книга стоит 500 руб (или сколько дашь). Пишите мне в личку, скайп maryla061977, почта maryla@mail.ru

Имей совесть и делай, что хочешь! (С)
http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/705610.html

maryla

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13646
  • сказали спасибо: 583
  • Мария Гусева
    • Просмотр профиля
а вот и тема про учебу, кому актуально
Имей совесть и делай, что хочешь! (С)
http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/705610.html

maryla

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13646
  • сказали спасибо: 583
  • Мария Гусева
    • Просмотр профиля
Перепост
Я вчера повесила вопрос в сообществе по домашнему обучению freeedu про транскрипцию и вообще сколько часов в неделю должен учиться домашний первоклассник, чтобы вырасти достойным членом общества)))
http://freeedu.livejournal.com/287184.html?view=comments там случилось 77 комментов))), сходите почитайте, кому интересно.
И в частности такое славное описание того, что первоклассники так долго и ежедневно делают в обычной школе:
В школе дети проводят столько времени из-за катастрофически низкого КПД. Достаточно сходить на несколько уроков и понаблюдать внимательно за одним-двумя детьми, чтобы убедиться, что из всех 40 минут урока ребёнок "присутствует" в классе и занимается чем-то продуктивным в лучшем случае минут 10, а в среднем - минут 5.
1. Вошли, сели, успокоились, повозились доставая всё что нужно, убирая что не нужно, угомонились, сосредоточились на учителе - 3-5 минут.
2. "Открыли учебники на странице..." для 30 детей может длиться минуты 3, потому что те, кто уже открыли и ждут тех, кто ещё не открыл, начинают отвлекаться, в классе начинается лёгкий гул, всех нужно призвать к порядку... И так за урок несколько раз "вылетает" по три минуты.
3. В школе те, кто уже что-то знает и соображает, слушают уже известное и неинтересно им наряду с остальными. Для среднего ребёнка ИМХО это как минимум треть (например, 5 минут урока).
4. Дети, способные воспринимать и работать в высоком темпе, вынуждены слушать ме-е-е-едленные объяснения учителя, расчитанные на самых медленных. Те, кто быстро справляются с заданиями, быстро читают, считают и пишут, сразу правильно понимают задания, ждут, пока учитель ещё раз объяснит это отстающим, и пока они наконец-то с этим справятся. Ещё минут 5 "вылетает".
5. В школе те, кто уже понял и уже сделал, всегда ждут тех, кто ещё не понял и ещё не сделал. Наблюдают, как кто-то "застрял" при решении на доске или при устном ответе. Для среднего ребёнка - ещё минут 5-10 в минус.
6. Школьная методика преподавания рассчитана на массовое "усреднённое" преподавание. То есть по этой методике должно быть возможно учить 30 абсолютно разных детей силами самого отстающего выпускника пед. колледжа. Плюс в методике множество косяков и тупости. То есть то же самое, что делают в школе, можно сделать раза в два продуктивнее, объяснить короче и доходчивее, отработать увлекательнее и эффективнее.
7. Поскольку в классе 30 детей, то куча времени уходит на "стандартизацию": отсчитывание клеточек, письменные работы по пустяковым вопросам (потому что детей 30 - всех опросить не успевают) и пр.
8. Часть предметов и школьных знаний морально устарели или им учат не в том возрасте, когда это было бы продуктивно. Например, в школе очень упорно хотят научить в первом классе слитном письму (самый ненавистный предмет для первоклашек), а физики в началке вообще нет.
Имей совесть и делай, что хочешь! (С)
http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/705610.html

maryla

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13646
  • сказали спасибо: 583
  • Мария Гусева
    • Просмотр профиля
Хорошая история , которую мне написали в теме про "Мы все учились понемногу"
http://gimnastika-zvezda.com/forum/index.php?topic=659.30
Мария,доброго времени суток. Вот мои мысли на данную тему:
ПОЧЕМУ МЫ ПЕРЕШЛИ НА СЕМЕЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Доброго времени суток. Мое имя Елена. Я мама двух замечательных сыновей 17-ти и 10-ти лет. Так получилось, что последние 8 лет, я их воспитываю одна. В этом году мой младший сын перешел на Семейное Обучение. Сначала, думали пойти в "I-SCHOOL", но после разговора с директором нашей школы, решили остаться и заключили договор о СО. Замечу сразу, только директор нашей школы поняла и приняла наше решение. Все завучи и учителя категорически, ПРОТИВ! Сегодня 31 августа. Мы получили все учебники и с удовольствием начали учебный год на неделю раньше. И не скрою, мы очень счастливы, что завтра не надо идти в школу!!!
Решение о переходе на СО, мы с Михаилом ( моим младшим сыном), приняли вместе еще в мае. Даже мой старший сын сказал, что я с ума сошла. Если честно из наших знакомых, нас не понял никто. И аргумент у всех один:" зачем мне это все надо?". А я отвечаю, что МНЕ ЭТО НАДО!!! Я, категорически против детских садиков и школ. Я их воспринимаю, как ИНКУБАТОР, для выращивания детей. Утром сдал, вечером получил. А что и как там происходит, мало, кого волнует. Накормлен, напоен, без дела не болтается - и ладно. Мы этот путь прошли со старшим. Я все время на работе, а Андрей, как мне казалось, при деле. Развивающие кружки, тренировки и т. д. У меня в голове, ни разу не возник вопрос, а ему самому, это надо? Мой старший сын, творческая личность. С рождения очень любил заниматься творчеством. Наш сосед был профессиональным художником, и самые лучшие воспоминания моего сына, о том, как они с д. Леней брали мольберты, краски и уходили на целый день на природу, рисовать.
16:44:57
Первые два года школы, отбили у моего сына желание творить, полностью. Нашей системе не нужны талантливые, неординарные личности! Им подавай, усредненных роботов. Столько-то слов в минуту, столько-то отжиманий и т. д. А главное, в рамках нормативов. К моему великому сожалению, я тогда не думала, что есть другие, альтернативные пути получения образования. А может, и не хотела, не готова была задумываться. Я наивно полагала, что школу, эту армию взросления, обязан пройти каждый!!! Много всего натерпелся Андрей в школе, но к счастью он сильная личность. Выстоял! Не сломался! Сейчас ему 17. Вернулся к творчеству. Играет на гитаре. Иногда рисует. И с удовольствием творит. Проводить такие эксперименты над младшим сыном, у меня желания нет. Проверять. Выстоит или сломается? Мишка с детства был очень любознательным ребенком. И, если старшего я учила (потому, что так НАДО!!!), то с младшим мы просто играли. Он сам научился считать, читать. Когда в первом классе я узнала, что оказывается считать уметь не надо ( сейчас по новым стандартам, отменили счетные палочки, и *СОЗДАЛИ* Таблицу Сложения, на подобии Таблицы Умножения, которую необходимо учить наизусть, НЕ ДУМАЯ!!!), я была в шоке. О нововведениях в остальных предметах, можете почитать сами. В итоге в школу мы отходили месяца два, а потом начались бесконечные больничные. Я внутри понимала, что моему сыну, банально скучно в школе. Дома мы с удовольствием занимались. Выполняли сложные задания. Опять же в форме игры. Он просто задавал вопросы, я отвечала. Или ответ искали вместе, в книгах, в интернете. Отмучались мы два года, и в прошлом году решили перейти в очень хорошую, сильную школу. 1 сентября Михаил с огромной радостью пошел в 3-й класс. Учительница нам понравилась ( мы, даже сейчас, перейдя на СО, попросили оставить ее нашим куратором). И, опять история повторилась. Первую четверть, кое как отмучались, а потом началось… В итоге, в 4-й четверти мы появились в школе лишь дважды, чтобы угостить детей конфетами ( Мише 4 мая День Рождения) и написать контрольные. После всех этих трехгодовалых мучений мы наконец-то, путем проб и ошибок, сознательно пришли к СО.
Сегодня 31 августа. Завтра начнается новый учебный год. 1 сентября, один из моих любимых праздников. Белые банты. Огромные букеты гладиолусов. Встречи с одноклассниками. Не спорю, все это очень здорово. Но потом будет 2 сентября...,а потом и 3. Праздник быстро закончится, и начнутся трудовые будни .И я очень надеюсь и верю, что этот учебный год мы проведем с удовольствием и радостью.
P.S.: "Очень хорошо, что я перешел на СО. Теперь не придется тратить по 8 часов, 5 дней в неделю на ерунду. Изучать новые темы, так, как это удобно мне. Не повторять одно и тоже по 10 раз. Не смотреть, как Юлия Николаевна мучается с хулиганами."- Михаил. 10 лет.
Имей совесть и делай, что хочешь! (С)
http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/705610.html

maryla

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13646
  • сказали спасибо: 583
  • Мария Гусева
    • Просмотр профиля
Все, что вам нужно знать об обучении в современной российской школе (в белорусских тоже самое, моя сестра учитель, мы с ней давно обсуждаем эту тему). И, к сожалению, это совершенно не смешно, хотя написано смешно. Статья не моя, я б такую не написала, но, поверьте мне, так все и есть.

Миммельштой и цыцкариджа. Результаты опроса старших школьников.

Я работаю с подростками на краткосрочных десятидневных курсах.

Мои ученики - это ученики старших классов питерских школ. Иногда попадаются школьники из других городов - из Москвы, например - их специально привозят к нам на занятия.

Социальный срез - средний класс, дети законопослушных граждан, твердо стоящих на ногах. Обучение - 10 занятий - у нас стоит как средняя зарплата по Питеру.

В конце каждого курса, на 10-м занятии, мы проводим письменный опрос учащихся, где они отвечают на самыеэлементарные вопросы: как звали последнего русского царя, назови столицу Белоруссии или Эстонии, кто написал "Песнь о вещем Олеге", с кем была ВО война и когда, назови три музыкальные группы и т.д.

При этом учащимся говорится, что это небольшой тест на кругозор (в смысле на интеллект, - приходится уточнять, так как далеко не все знают, что такое "кругозор"). Да что там - какой-то "кругозор" - подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещенность не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы, обычных и простых слов.

В старшей группе из 15 человек (возраст 14 - 16 лет) только двое знали значение слова "иждивенец", остальные отвечали на вопрос, кто это такой, так:" воин"," непослушный", "тот, кто живет один", "человек, который иждевал", "кто не подчиняется законам", "кто сбежал из тюрьмы", "кто нанялся к бандитам", "кто рано встает", "брет - именно так - брет сумашчего" или просто "не знаю" - ставить прочерки вместо ответов им было запрещено.

Я уже писала, что почти никто из школьников не понимают слова "навзничь" (на просьбу придумать словосочетание с этим словом пишут "дождь пошел навзничь", "пришел навзничь" и т.д.), практически никто не знает слов "кумачовый", "пунцовый", "бирюзовый", "толченый", а вчера выяснилось, что так же точно практически никто в старшей группе, прошу заметить, не знает, что означает слово "попадья".

На прямой вопрос "кто или что это такое" в ответ было напряженное молчание - пришлось предложить варианты ответов. Одна выбрала ответ "жена попа", остальные отвечали так: "это прорубь на реке", "яма на стройке", "след от пули".

Причем второй вариант про яму выбрали сразу шесть человек. Ни один, внимание, ни один человек не смог объяснить значение слова "амбразура". Ответы: "это когда вскрывают письма и посылки", "это клетки в зоопарке", "старые ненужные машины", "это когда стреляют сразу много кто".

О том, кто последний русский царь, мнения разделились: большинство считает, что это "Петор первый или третий", чуть меньше, что "Иван Грозный", кое-кто, что какой-то "Добрыня" (справедливости ради отмечу, что за " Добрыню" проголосовал учащийся из средней группы - 12 лет, шестиклассник).

Абсолютное большинство, то есть все без исключения, не знают, кто написал "Песнь о вещем Олеге". Этот вопрос задаем и средним и старшим - разницы нет никакой, хотя 6-7 классы должны были бы знать - у них это программное произведение, классе в пятом было. Все как один делают большие глаза, по аудитории идет обеспокоенный шорох, и у всех выражение лиц такое, будто их спрашивают, кто изобрел атомную бомбу. Вчерашние ответы (кроме "не знаю"): "крестьянство"," нестер Летописец, "какой-то писатель", "композитор Великий", "музыкант", "никто", "церковные люди", "Виктор Цой".

Автор последнего ответа (12 лет) не знает толком, кто такой Цой - слышал только, что он "песни поет", а когда он жил узнать у него невозможно, т.к. на вопрос "Ты полагаешь, что Цой жил еще до революции?" учащийся не может ответить, так как не понимает, что значит "до революции"; отвечает: "Ну наверно... я не знаю...", а на попытку установить, что это за зверь такой "революция" только пожимает плечами.

Зато его одногруппники фамилию "Цой" слышат впервые и вообще не знают, кто это такой. Ни один из средней группы (12-13 лет) никогда не слышали слово "пресса", а уж выражение "желтая пресса" и тем более. Оно попалось им, когда был словарный диктант.

Я увидела, что один из них пишет вместо "пресса" - "кресо" и спросила, понимает ли он, о чем речь. Оказалось, что, не зная этих слов, он не так услышал и не стал думать, что же это такое. Когда я спросила, он напрягся, подумал и смущенно пробормотал: "Растение, наверное, дерево какое-то...не знаю!". Тут выяснилось, что все остальные тоже не знают, хотя написали правильно.

В старшей группе еще есть такой вопрос: "Мандельштам, Коллонтай, Бабель - кто из них женщина?". Разумеется, эти фамилии все слышат в первый (и, скорее всего, в последний) раз в жизни. Хотя часто попадаются люди с "рыжей ветки", а там есть улица Коллонтай, но это ничего не решает: про улицу-то они, может, и слышали, но не в состоянии соотнести одно с другим. Поэтому отвечают наугад, и, разумеется, самый популярный ответ: женщина - это Бабель.

Эти три фамилии звучат для них как полная абракадабра, хотя читаются внятно, громко и в полной тишине. Все равно в их транскрипции они выглядят так:" Мандель Штамп"," Майдельшталь", "Манданштан", а вчера наша картотека пополнилась вариантом "Миммельштой". Для средней группы вчера вопрос пришлось адаптировать: "Фалафель, Барто, Пухто - кто из них женщина?" Так вот, ответ Барто (правда, написано было не Барто, а Бурто) был только один. Пятеро написали "Пухто (вариант - "Пахто"), большинство предпочли ответ "Фалафель" (у одной - "Палафель").

Есть миф, что, мол "дети" ("детишки" даже, можно сказать) зато хорошо разбираются в новых системах коммуникаций и так далее. Увы, дальше социальных сетей, приложений и игрушек дело не идет, и для многих, очень многих найти в интернете нужную информацию - большая проблема, а иногда и правильно выйти на нужный адрес группы ВК не в состоянии.

Мы заметили, что на вопрос "Кто изобрел социальную сеть Фейсбук" сами они ответить не могут, нужны варианты ответов. Из вариантов предлагаем: Цукерман, Цукерберг, Цукерсон или Цискаридзе? И что вы думаете? Что уж на этот-то вопрос все знают ответ? Как бы не так. Отвечают наугад и как попало.

А вот наши вчерашние приобретения: наряду с Цукерсонами и Цукерманами вчера у нас появился (в группе 6-7 кл) Сукер сон и Цыцкариджа. Авторы этих ответов (и других тоже) не поняли даже смысла самого вопроса. Еще новенькое: столица Белоруссии - Украина, Турция, Киев, Белгород, а Эстонии — Мексика. Чукчи живут в горах, в лесу, в Игле, в холодных странах, где таджики, на востоке, в хатах, на северном полюсе.

А один написал, что нет такого народа - "это брет" (тот самый, который так же ответил на вопрос про иждивенца). И что попадья это "бочка на воде" из двух вариантов ответа он сделал один.

Советский Союз развалил Сталин, Путин, Ленин, Брежнев, Гитлер (некоторые пишут "немцы"). Но то, что ВО война была с немцами, тоже знают не все. Дату один из них (учащийся 8 класса, 14 лет) указал 1941-1998г., а другой 12 лет - с 1710 по 2005 год. Но на этот вопрос чаще всего ответы правильные.

Никто не знает, как называется священная книга у мусульман: "В христианстве - Библия, а в мусульманстве?". Прочерки ставить нельзя, поэтому пишут: "мусульмане", "книга", "деньги", карант", "мангольство", "будда", "молитва", "анти библия", "история", "свитки", "алах" и т.д. А вчера коллекция пополнилась ответом "кармен" (отвечал ученик 8 класса).

В конце идут вопросы "блиц": любимая книга, любимый фильм, блюдо и тд. Среди блюд лидируют суши, пицца, тирамису, а на вопросы про книгу и фильм почти все ответы такие: "нет".

Наташа Романова

econet.ru
Имей совесть и делай, что хочешь! (С)
http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/705610.html

maryla

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13646
  • сказали спасибо: 583
  • Мария Гусева
    • Просмотр профиля
Почему играть в детстве гораздо важнее, чем ходить в школу

Психолог Питер Грей приводит неопровержимые доказательства того, что играть в детстве гораздо важнее, чем ходить в школу.

Я рос в пятидесятые. В те времена дети получали образование двух видов: во-первых, школьное, а во-вторых, как я говорю, охотничье-собирательское. Каждый день после школы мы выходили на улицу поиграть с соседскими детьми и возвращались обычно затемно. Мы играли все выходные и лето напролет. Мы успевали что-нибудь поисследовать, поскучать, самостоятельно найти себе занятие, попасть в истории и из них выпутаться, повитать в облаках, найти новые увлечения, а также прочитать комиксы и прочие книги, которые нам хотелось, а не только те, что нам задали.

Вот уже больше 50 лет взрослые шаг за шагом лишают детей возможности играть. В своей книге «Дети за игрой: американская история» Говард Чудакофф назвал первую половину XX века золотым веком детских игр: к 1900 году исчезла острая необходимость в детском труде, и у детей появилось много свободного времени. Но начиная с 1960-х взрослые принялись урезать эту свободу, постепенно увеличивая время, которое дети вынуждены проводить за школьными занятиями, и, что еще важнее, все меньше и меньше позволяя им играть самим по себе, даже когда они не в школе и не делают уроки. Место дворовых игр стали занимать спортивные занятия, место хобби — внешкольные кружки, которые ведут взрослые. Страх заставляет родителей все реже и реже выпускать детей на улицу одних.

По времени закат детских игр совпадает с началом роста числа детских психических расстройств. И это нельзя объяснить тем, что мы стали диагностировать больше заболеваний. Скажем, на протяжении всего этого времени американским школьникам регулярно раздают клинические опросники, выявляющие тревожные состояния и депрессию, и они не меняются. Из этих опросников следует, что доля детей, страдающих тем, что теперь называют тревожным расстройством и глубокой депрессией, сегодня в 5-8 раз выше, чем в 1950-е. За тот же период процент самоубийств среди молодых людей от 15 до 24 лет увеличился больше чем в два раза, а среди детей до 15 лет — учетверился. Нормативные опросники, которые студентам колледжей раздают с конца 1970-х, показывают, что молодежь становится все меньше склонна к эмпатии и все больше — к нарциссизму.

Дети всех млекопитающих играют. Почему? Зачем они тратят энергию, рискуют жизнью и здоровьем, вместо того чтобы набираться сил, спрятавшись в какой-нибудь норе? Впервые с эволюционной точки зрения на этот вопрос попытался ответить немецкий философ и натуралист Карл Гроос. В 1898 году в книге «Игра животных» он предположил, что игра возникла в результате естественного отбора — как способ научиться навыкам, необходимым для выживания и размножения.

Теория игры Грооса объясняет, почему молодые животные играют больше, чем взрослые (им еще надо многому научиться), и почему чем меньше выживание животного зависит от инстинктов и чем больше — от навыков, тем чаще оно играет. В значительной степени предсказать, во что животное будет играть в детстве, можно исходя из того, какие умения ему понадобятся для выживания и размножения: львята бегают друг за другом или крадутся за партнером, чтобы потом неожиданно на него наброситься, а жеребята зебры учатся убегать и обманывать ожидания противника.

Следующей книгой Грооса стала «Игра человека» (1901 год), в которой его гипотеза распространялась на людей. Люди играют больше всех остальных животных. Человеческие дети, в отличие от детенышей других видов, должны выучиться множеству вещей, связанных с культурой, в которой им предстоит жить. Поэтому, благодаря естественному отбору, дети играют не только в то, что нужно уметь вообще всем людям (скажем, ходить на двух ногах или бегать), но и навыкам, необходимым представителям именно их культуры (например, стрелять, пускать стрелы или пасти скот).

Основываясь на работах Грооса, я опросил десять антропологов, которые в общей сложности изучили семь различных охотничье-собирательских культур на трех континентах. Выяснилось, что у охотников и собирателей нет ничего похожего на школу — они считают, что дети учатся, наблюдая, исследуя и играя. Отвечая на мой вопрос «Сколько времени в изученном вами обществе дети проводят за игрой?», антропологи в один голос ответили: практически все время, когда не спят, начиная примерно с четырех лет (с этого возраста их считают достаточно ответственными, чтобы оставаться без взрослых) и заканчивая 15-19 годами (когда они по собственной воле начинают брать на себя какие-то взрослые обязанности).

Мальчики играют в выслеживание и охоту. Вместе с девочками они играют в поиск и выкапывание съедобных корешков, в лазанье по деревьям, приготовление еды, строительство хижин, долбленных каноэ и прочих вещей, значимых для их культур. Играя, они спорят и обсуждают проблемы — в том числе те, о которых услышали от взрослых. Они делают музыкальные инструменты и играют на них, танцуют традиционные танцы и поют традиционные песни — а иногда, отталкиваясь от традиции, придумывают что-то свое. Маленькие дети играют с опасными вещами, например с ножом или огнем, потому что «как же они иначе научатся ими пользоваться?». Все это и многое другое они делают не потому, что кто-то из взрослых их к этому подталкивает, им просто весело в это играть.


Параллельно я исследовал учеников очень необычной массачусетской школы, Школы Садбери Вэлли. Там ученики, которым может быть от четырех лет до девятнадцати, целыми днями делают все, что захотят — запрещено только нарушать некоторые школьные правила, не имеющие, впрочем, никакого отношения к образованию, задача этих правил — исключительно поддерживать мир и порядок.

Большинству людей это кажется безумием. Но школа существует уже 45 лет, и за это время выпустила несколько сот человек, у которых все в порядке. Выясняется, что в нашей культуре дети, предоставленные самим себе, стремятся научиться ровно тому, что имеет ценность в нашей культуре и дает им впоследствии возможность найти хорошую работу и получать от жизни удовольствие. Играя, ученики этой школы учатся читать, считать и пользоваться компьютерами — и делают это с той же страстью, с которой дети охотников и собирателей учатся охотиться и заниматься собирательством.

Школу Садбери Вэлли объединяет с группами охотников и собирателей (совершенно верная) установка на то, что образование должно находиться в зоне ответственности детей, а не взрослых. И там, и там взрослые являются заботливыми и знающими помощниками, а не судьями, как в обычных школах. Кроме того, они обеспечивают детям возрастное разнообразие, потому что игра в смешанной возрастной группе лучше способствует образованию, чем игра сверстников.

Уже больше двадцати лет люди, формирующие образовательную повестку на Западе, побуждают нас следовать примеру азиатских школ — в первую очередь японских, китайских и южнокорейских. Там дети больше времени уделяют учебе и в результате получают более высокие баллы на стандартизированных международных тестах. Но в самих этих странах все больше людей называют свою образовательную систему провальной. В статье, вышедшей не так давно в The Wall Street Journal, известный китайский педагог и методист Цзян Сюэцинь писал: «Недостатки системы, требующей зубрежки, хорошо известны: нехватка социальных и практических навыков, отсутствие самодисциплины и воображения, потеря любопытства и стремления к образованию... Мы поймем, что китайские школы меняются к лучшему, когда оценки начнут падать».

Несколько десятилетий американские дети разных возрастов — с детского сада и до конца школы — проходят так называемые «Тесты творческого мышления Торренса», комплексные измерения креативности. Проанализировав результаты этих исследований, психолог Кюнхи Ким пришел к выводу, что с 1984 до 2008 года средний результат теста для каждого класса упал на показатель, превышающий допустимое отклонение. Это значит, что больше 85% детей в 2008 году показали худший результат, чем среднестатистический ребенок в 1984-м. Другое исследование, которое психолог Марк Рунко провел со своими коллегами из Университета Джорджии, показало, что тесты Торренса предсказывают будущие достижения детей лучше, чем тест на IQ, успеваемость в старшей школе, оценки одноклассников и все прочие способы, известные на сегодняшний день.

Мы спрашивали выпускников Садбери Вэлли, во что они играли в школе и в каких областях работали после ее окончания. Во многих случаях ответы на эти вопросы оказались взаимосвязанными. Среди выпускников были профессиональные музыканты, которые в детстве много занимались музыкой, и программисты, которые большую часть времени играли в компьютеры. Одна женщина, капитан круизного лайнера, в школе все время проводила в воде — сначала с игрушечными лодочками, потом на настоящих лодках. А востребованный инженер и изобретатель, как выяснилось, все свое детство мастерил и разбирал разные предметы.

Игра является лучшим способом приобретения социальных навыков. Причина — в ее добровольности. Игроки всегда могут выйти из игры — и делают это, если им не нравится играть. Поэтому целью каждого, кто хочет продолжить игру, является удовлетворение не только своих, но и чужих потребностей и желаний. Чтобы получать от социальной игры удовольствие, человек должен быть настойчивым, но не слишком авторитарным. И надо сказать, это касается и социальной жизни в целом.


Понаблюдайте за любой группой играющих детей. Вы увидите, что они постоянно договариваются и ищут компромиссы. Дошкольники, играющие в «семью», большую часть времени решают, кто будет мамой, кто ребенком, кто что может взять и каким образом будет строиться драматургия. Или возьмите разновозрастную компанию, играющую во дворе в бейсбол. Правила устанавливают дети, а не внешняя власть — тренеры или арбитры. Игроки должны сами разбиться на команды, решить, что честно, а что нет, и взаимодействовать с командой противника. Всем важнее продолжить игру и получить от нее удовольствие, чем выиграть.

Я не хочу чрезмерно идеализировать детей. Среди них встречаются хулиганы. Но антропологи говорят о практически полном отсутствии хулиганства и доминирующего поведения среди охотников и собирателей. У них нет вождей, нет иерархии власти. Они вынуждены всем делиться и постоянно взаимодействовать друг с другом, потому что это необходимо для выживания.

Ученые, которые занимаются играми животных, утверждают, что одна из главных целей игры — научиться эмоционально и физически справляться с опасностями. Молодые млекопитающие во время игры снова и снова ставят себя в умеренно опасные и не слишком страшные ситуации. Детеныши одних видов неуклюже подпрыгивают, усложняя себе приземление, детеныши других бегают по краю обрыва, на опасной высоте перескакивают с ветки на ветку или борются друг с другом, по очереди оказываясь в уязвимой позиции.

Человеческие дети, предоставленные сами себе, делают то же самое. Они постепенно, шаг за шагом, подходят к самому сильному страху, который могут выдержать. Делать это ребенок может только сам, его ни в коем случае нельзя заставлять или подстрекать — вынуждать человека переживать страх, к которому он не готов, жестоко. Но именно так поступают учителя физкультуры, когда требуют, чтобы все дети в классе забирались по канату к потолку или прыгали через козла. При такой постановке задачи единственным результатом может быть паника или чувство стыда, которые лишь уменьшают способность справляться со страхом.

Кроме того, играя, дети испытывают злость. Вызвать ее может случайный или намеренный толчок, дразнилка или собственная неспособность настоять на своем. Но дети, которые хотят продолжить игру, знают, что злость можно контролировать, что ее нужно не выпускать наружу, а конструктивно использовать для защиты своих интересов. По некоторым свидетельствам, молодые животные других видов тоже учатся регулировать злость и агрессию с помощью социальной игры.

В школе взрослые несут за детей ответственность, принимают за них решения и разбираются с их проблемами. В игре дети делают это сами. Для ребенка игра — это опыт взрослости: так они учатся контролировать свое поведение и нести за себя ответственность. Лишая детей игр, мы формируем зависимых и виктимных людей, живущих с ощущением, что кто-то облеченный властью должен говорить им, что делать.

В одном из экспериментов крысятам и детенышам обезьян позволяли участвовать в любых социальных взаимодействиях, кроме игр. В результате они превращались в эмоционально искалеченных взрослых. Оказавшись в не очень опасной, но незнакомой среде, они в ужасе замирали, не в силах преодолеть страх, чтобы осмотреться. Столкнувшись с незнакомым животным своего вида, они либо сжимались от страха, либо нападали, либо делали и то, и другое — даже если в этом не было никакого практического смысла.

В отличие от подопытных обезьян и крыс, современные дети пока что играют друг с другом, но уже меньше, чем люди, которые росли 60 лет назад, и несопоставимо меньше, чем дети в обществах охотников и собирателей. Думаю, мы уже можем видеть результаты. И они говорят о том, что этот эксперимент пора прекратить.
Взято тут https://esquire.ru/peter-gray
Имей совесть и делай, что хочешь! (С)
http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/705610.html

maryla

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13646
  • сказали спасибо: 583
  • Мария Гусева
    • Просмотр профиля
это было в 2013 году. эх, жаль, хорошая была школа)
- Мама, у нас на следующем уроке будет контрольная по окружающему миру.
- уау! Готовься!
- Мам, так то ж по окружающему миру, ничего серьезного!
- а! ну тогда не готовься))))
В этом году мы нашли в Анталье такие занятия для школьников, где учительница занимается с каждым классом два раза в неделю. То есть Андрей ходит в школу два раза в неделю по полдня, и Кристина тоже ходит в школу два раза в неделю, тоже по полдня, только в другие дни. И вот мы уже месяца полтора так занимаемся. По началу много прогуливали (ездили в Чирали и еще всякие дела), а теперь стало холоднее и делать все равно особо нечего кроме школы, вот мы и учимся полным ходом. Отличная альтернатива каждодневной школе. И учительница есть (очень красивая величавая женщина, не была на ее уроках, но, мне кажется, мне бы понравилось у нее учиться)), и уроки и домашние задания. И ходить каждый день не надо – много свободного времени.
В классах по 7-9 учеников, это все русско-турецкие дети. Все остальные дети ходят еще и в турецкую школу, а в русской учатся для того, чтобы экстерном еще российское образование получить. Только мои дети учатся только у этой учительницы, и в никакую турецкую школу не ходят. Посмотрим, что из этого выйдет, зимой вот поедем сдаваться в нашу питерскую школу, как обычно. Там и выясним, что у нас с обучением нынче.
Детям однозначно нравится, я довольна)
Эти занятия организованы на базе дошкольного русского центра (почти садик, но не совсем), поэтому еще и Тасяндра ходит со старшими детьми в свой садик).
Имей совесть и делай, что хочешь! (С)
http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/705610.html