Организуем в Тольятти Ю Же (Юлию Жемчужникову). Кроме этого, кещенское окунание, наш голосовой семинар, лекции Юли, разговоры, разговоры...
Читаю статьи Юли и заново отстраиваюсь. Статья о сепарации до мурашек. Выложу волнительную часть о манипуляциях.
***
— А как распознать и защититься от родительских манипуляций?
— Обозначить ее. Из манипуляции выход только один – увидеть, что это манипуляция.
К сожалению, мы в большинстве своем не изучаем логику и не знаем простых логических ловушек, используемых манипуляторами. Самая распространенная, пожалуй – ложные причинно-следственные связи (если… то…).
«Если ты бросишь институт, я умру». Тут, как ни ответь – все будет больно. Поэтому надо расширять контекст. Умереть можно, если машина переедет, а от того, что другой человек документы забрал из конторы – нельзя. Умирают от болезней, болеют от нездоровых переживаний. Значит речь-то о переживаниях…. О них и надо говорить.
Например: «Мам, я понимаю, что ты переживаешь, мне тоже страшно, но я решил, я понял, я хочу попробовать». Можно обсудить, как помочь справиться с волнениями и стрессом. Если разговор более жесткий, надо поставить мысленную стенку из пуленепробиваемого стекла и отвернуться. Время пройдет, и может через год-другой…
У меня есть знакомая, которая объявила сыну и невестке, беременной третьим ребенком: «Еще родите – меня похороните»… Ничего, сейчас бабушка пяти внуков.
Или еще частый заход:
— Я не для того тебя родила и вырастила, чтобы ты…
Здесь, увы, просится не менее жесткий ответ:
— Если ты меня родила и вырастила для себя, и я не имею воли, то прошу меня развырастить и вродить обратно.
Хорошо, когда у родителей есть чувство юмора.
Другая манипуляция – автоматическое использование привычных штампов. Когда ваша мама говорит: «Так нельзя!», если вам больше пятнадцати, уже стоит задумываться и переспрашивать: «почему» и обдумывать ответ.
Тут «маленький» нюанс. В здоровых отношениях мама говорит: «по-моему, так нельзя». А ребенок решает, а по его как?
Родителям важно само допущение, что ваш ребенок – другой человек, что вы не знаете до конца, какой он, и не можете за него решать.
Мысль простая, а принимается очень трудно. Нужна целенаправленная работа над собой.
Нежелание отпускать держится, конечно, на страхе. Самая крепкая наша сцепка с ребенком: «Я за него волнуюсь, я за него переживаю». Вот с этим и надо работать.
Ведь если у человека – горе, и вы за него переживаете, — это одно. А если он, например, девушку любит, и вы переживаете – другое. А, может быть, он лучше сам попереживает?
Что же получается – родителям ничего делать нельзя? Но можно молиться за него – это тот еще труд. Потому что обычно мы отпускаем ребенка, и тут же начинаем думать о плохом: «А вдруг с ним что-то случится? А вдруг он все испортит?» А потом вы встаете в красивую позу и произносите: «А я говорила!» А ребенку нужна ваша большая работа – верить в него, желать ему хорошего.
Это опять, как с маслом. Сливки из молока и сами выйдут, но гораздо лучше они выйдут и взобьются, если будет встряска. Если что-то случится – смотришь, ребенок и повзрослел. Или как в сказке – если приходят враги, запускается героический сценарий.
— Этак мы сейчас нарисуем очень страшный сценарий о том, что ребенку, чтобы сепарироваться, нужно во что-нибудь вляпаться.
— А это мы пугаем родителей, чтобы они работали над собой и сепарировались сами.
Статья полностью
https://www.miloserdie.ru/article/esli-ty-na-nej-zhenishsya-ya-umru-kak-detyam-roditelyam-perezhit-separatsiyu/