Читаем Ушинского "Дедушка и внучек". Третий класс.
А после как-то спросилось совсем не по тексту рассказа, проявилось ситуационно: " Что значит - запомнить?"
Эм... Вдруг понимаю, что для меня слово"запомнить", словно пустое облачко... Вроде понимаю, а объяснить не могу. Открытие последних дней - таких слов многовато... А каково детям - лавировать между своими облаками? С них же требуют - "запомни"- а что это такое? Хуже может быть только "выучи")
Проясняем в словаре - "сохранять в сознании и воспроизводить". Идем по цепочке - что такое "сохранять"? И тут сыплется детское: "Сохранять мороженое в морозилке, масло в холодильнике, книги на полке, велосипед в гараже". Вот! Так же и знания хранятся на полочках в памяти, чтобы потом прийти в нужный момент и создать цепочку мыслей, приводящих к общению, пониманию, озарению.
А дальше разговор приобретает совсем другой градус, потому как возникает новый вопрос:
- А как устроен наш мозг?"...
Дети радостно и уверенно заявляют из услышанного и подсмотренного в энциклопедиях:
- Мозг состоит из серого вещества. В нем бороздят мысли, словно самолеты по небу, оставляя за собой хвост.
Размышляем дальше.
- У какого человека таких "хвостов" больше? Обычного или ученого? Очевидно, кто больше мыслит-думает, у того больше мыслей и "хвостов". Вступают молчаливые, но креативные:
- Значит, чтобы стать умнее, нужно притягивать как можно больше мыслей?
- Великолепная идея, но как?
- Задавать вопросы, искать связи...
Полилось...
И снова заинтересованно:
- А если вопросы есть, но ты не получаешь на них ответы? Что происходит в таком случае с человеком?
-А ты как думаешь?
- Он зависает, как компьютер...
- Точно!
Вопросы продолжают сыпаться:
- Сколько машин в год выпускает ВАЗ? Сколько в мире школ? Сколько человек проживает в Тольятти?.
Записываю вопросы, намереваясь найти на них ответы в интернете. Не пропускаю инициативу, писать записки и вместе искать ответы.
Отдаю в класс свой вопрос:
- Ребята, знаете ли вы, что значит слово "сокровенное"(в тексте встретилось, но осталось без внимания)?
Тишина.
- Узнаете до завтра?"
- Ага.
Люблю, когда сама жизнь приходит на урок. Ведь проясненное слово как раз и открывает ей дверь. Жду с нетерпением наступления завтрашнего дня.