В любой работе с телом (а голос имеет к телу непосредственное отношение) необходима регулярная практика. Именно регулярность обеспечивает реальный результат и ощутимые сдвиги в телесных проявлениях и паттернах реализации какого-либо движения. Без регулярной практики тело очень быстро возвращается к своему отработанному десятилетиями способу существования. Любой тренинг дает лишь толчок к изменениям, посредством приобретенного нового телесного опыта, но, ни в коем случае, не обеспечивает устойчивого сдвига и закрепления нового опыта. Закрепление нового опыта, а значит и переход на новую телесную реальность (а, следовательно, и эмоциональную реальность) обеспечивает только регулярная наработка и повторение нового опыта. То есть регулярная самостоятельная или групповая практика.
Голосовые практики проходят через три основные сферы бытия человека: через ТЕЛО, ЧУВСТВА и СОЗНАНИЕ. Все эти три сферы участвуют в каждой практике и, одновременно, каждая практика оказывает воздействие на каждую из этих трех сфер.
Работа с голосом способствует активизации и проявлению глубоких чувств. Чувства могут быть любыми – и приятными и нет. Обязательное условие в практике работы с голосом – это присутствие внутреннего «наблюдателя». Это такая позиция сознания, в которой человек с одной стороны позволяет себе переживать все чувства, которые возникают в процессе звучания (все что угодно – злость, обиду, любовь, раздражение, усталость, нежность, ранимость…), а с другой стороны – наблюдает их и просто фиксирует. Никакого оценивания! Просто процесс, в котором я позволяю себе присутствовать полностью, частью сознания наблюдая за ним со стороны.
Писать о звуке сложно. Его можно звучать или слушать. Его можно проживать. Это другой формат общения с миром. Без мыслей. Без слов. Без ожиданий и оценок. Звучание – это непосредственное пребывание в текущем моменте времени. Именно этим практика звучания и прекрасна: ты сосредоточен на звучании и единственное что ты можешь в этот момент делать помимо звука – это быть таким какой ты есть. Попробуйте петь простой звук «А» на одной ноте и при этом сосредоточенно думать о чем-то другом. Очень быстро вы почувствуете, что мысли как бы вытекают вслед за звуком. Они становятся мягкими, начинают терять жесткие очертания, а затем и вовсе, как вода, просачиваются вон из вашей головы. Бывает и так, что что-то сильно вас беспокоит и тогда это беспокойство вслед за звуком выливается из вас, колебля своей вибрацией поток звучания – вы начинаете петь. Это песня ваших чувств, ваших надежд и потерь. Она может получиться грустной или веселой, нежной или царапающей. Это не важно. Важно то, что вы позволили себе в этот момент быть настоящим. Без «лица».
Первое, что человеческое существо делает, приходя в этот мир – это вдох и … звук. Голос – это первый инструмент, с помощью которого ребенок контактирует с этим миром. Голосом он сообщает матери о своих потребностях и настроениях, озвучивает свои впечатления и пытается войти в контакт. В первые недели своего существования, до начала освоения произвольных движений, голос звук и чувства – это система координат, в которой пребывает и в которой ориентируется ребенок. И именно в этот период заканчивается формирование самой первой и основной базы существования и развития индивидуальности – структуры существования. Образно говоря, структура существования – это как цвет неба, который всегда будет присутствовать на протяжении всей жизни человека. Согласитесь – цвет неба – это глобально и фундаментально. Такие же глобальные и фундаментальные изменения могут произойти с человеком, если он глубоко и целенаправленно станет взаимодействовать со своим голосом и чувствами.
Через работу с голосом у нас появляется возможность войти в нашу базовую основу координат, в которой закладывались целые направления развития структур нашей личности. Голос в этом случае можно сравнить с порталом, который через очень глубинные слои нашей психики может перенести наше сознание в пространства, в которых «все начиналось».
Олег Российский и Ирина Казаченко, 2011