В этот раз в походе мы были 5 дней, вместо 3 дней как в предыдущие годы. И вроде ездили по тем же местам, что в прошлом году, но вышло интенсивнее многократно.
Перед тем, как начать (будет ли время??) описывать, что там было и чего не было, хочется сразу написать про, вероятно, самое ясное переживание: страха смерти.
Вот я в жизни по краю не хожу, кирпичи мне на голову, хвала небесам, не падают. Со смертью я не сталкиваюсь, думаю о ней, пожалуй, реже, чем стоит.
А тут поход, Алтай. Запрос? Да вроде не было. Но Алтай же.. В общем, без запросов – оно само))
Выехали мы по традиции в 6 утра, и к 22.00 уже как зайки были на подходе к месту стоянки: Бугузунский святой источник. На подходе, но еще не на месте. За первый день мы увидели-пережили довольно много, но все больше прекрасного: слияние Чуи-Катуни, горный водопад и купание в нем, и прочие всяческие красоты Чуйского тракта. Ехали расслабленные и усталые, состояние: скорей бы на место и спать.
Я ехала в первой машине, за рулем Костя. Второй машиной идет Валера, с которым мы ездили все предыдущие разы. Но почему-то первой машиной в этот раз Костя. И Костя выбирает по каким тропам ехать. И Костя отчего-то решил что верхняя дорога ровнее нижней, и мы стали на нее взбираться. И… застряли. Оказалось, что дорога, и так весьма условная, еще и имеет глубокие промоины, в одну из которых мы и встряли правым колесом. В итоге на левый борт встали почти все участники второй машины. Плюс Валера колеса пооткапывал и, наоборот, позасыпал камней в промоины, и в итоге, минут через 20 машина смогла выехать. И вот 20 минут. Немного же вроде. Но очень отчетливо. Пока мы эти 20 минут стояли, надо мной (я сидела в левом штурманском кресле, машина праворульная) висели Дема, Наташа и Диана, а я спрашивала раз 5, можно ли выйти из машины, а мне на этот вопрос Валера НЕ отвечал. И это надо знать Валеру, он очень предупредительный и отзывчивый. А тут на вопрос: «Может можно выйти из машины?», - он пыхтел, и делал вид, что не слышит, и продолжал выкапывать машину. И, знаете, от этого… не по себе. За эти 20 минут я прокрутила в голове несколько раз, как мы сейчас будем кувыркаться по склону. И что вообще в таком случае делать? Пристегнуться? А смысл? Костя (водитель) вон не пристегнут. Сзади еще пара человек, они тоже не пристегнуты, и они тоже из машины не выходят.
Я пишу и .. руки дрожат.
При этом машина же все время в движении, то есть они там под колесо камень подкладывают и Костя по газам, другие камни выкапывают и машина откатывается назад. И вот в этом движении мы проводим 20 минут на крутом склоне, проехав где-то первую треть. И вообще-то впереди еще две трети. И на улице сумерки и видно уже достаточно плохо. Вторая машина на склон еще не начинала подниматься, пока стоит внизу. Ее экипаж нас выкапывает.
Что дальше? Прошли 20 минут и машина смогла ехать. Куда? Вперед. И мы поехали вперед, экипаж второй машины уже просто шел за нами следом пешком, потому что мы могли встать в любой момент. Что мы и сделали. Встали снова, только еще круче. На этот раз уже почти вертикально относительно земли. Но в этот раз на правое колесо. И я смогла выйти из машины. Потому что теперь вес нужен был на левой стороне, а правую надо было разгрузить. Дема уже привычно вскочил на левый борт. Я стояла, смотрела и… не верила своим глазам. Сколько я езжу в такие походы, сколько я СЛЫШУ подобных историй от своих водителей, столько я ни разу не могла представить, что окажусь почти в полночь на холоде (плюс 8?) возле машины, которая того и глядишь кульнется вниз. Девочки из другой машины на склоне обнялись, и я поняла, что кто-то из них плачет. Как потом оказалось, обе. И я сама как-то нервно стояла, не плачется оно, надо ж или выехать или вниз, потом уже истерить, тут вроде как сильно нельзя. Но оно так и осталось комом в горле, истерика эта. Истерика есть, была, просто выхода ей не было. И впереди еще треть склона. Треть долбанного склона, на который пока не заедешь, не поймешь вообще где ты и что ты…
Но Валера снова откопал, а Дема своим весом перевернул, а Костя вывез!
В этом месте занавес. И низкий поклон всем участникам, что называется.
После еще застрял Валера. Но он застрял как-то нежно, понадобилось больше времени, чтобы его откопать, и откапывали уже все, включая детей, потому что надо было много камней, чтобы засыпать промоину. Домкратом доставали колеса из глубин скалы. И достали.
И доехали до места.
В другой день я спрашивала Костю:
- А ты вообще пристегиваешься?
- Иногда. – был его ответ.
И я потом лицезрела, когда Костя пристегивается: на трассе, когда есть вероятность встретить гаишников. В таких ситуациях, как выше, мужики не пристегиваются. Я не видела ни разу, сколько ездила…