Сауле рассказала, что её личные кумалаки почти «замолчали», стали «трудные».
«Люди приходят, а они не говорят, я по полчаса их уговариваю, даже неудобно». И вот Бифатима пообещала дать ей другие, которые будут «легкими», но для этого нужно поехать в паломничество по святым местам.
Я уже давно привыкла к странным историям и характерам, которые встречала у Бифатимы-апы. В той же группе с нами был, например, сын бурятской шаманки – Берик. Мать привезла его лечиться от алкоголизма, а апа сказала, что его зависимость пройдет, когда он встанет на «свою дорогу». А еще - слепая женщина, надеющаяся прозреть. И Найман (имя от Бифатимы, не паспортное), чемпион Казахстана по боксу, у которого погиб брат-близнец, после чего он стал страдать паническими атаками, не мог спать, зато начал читать мысли других людей. Я, кстати, проверяла. Правда – слышал мысли.
А еще была молодая женщина, потерявшая маленького сына, и вместе с ним – способность радоваться жизни.
И так далее.
То есть гадалка, которая хочет «разговорить» фасоль, была вполне себе нормальным явлением в тех реалиях.
Апа с Сауле была сурова. Не позволяла ей много разговаривать, особенно не давала без спросу советы остальным паломникам раздавать. Была у нашей гадалки такая тенденция, видимо –деформация профессии.
На святых местах апа всегда зачерпывала воду из колодца и с размаху плескала ею в каждого по очереди. И было замечено, что как правило она попадала в какую-то проблемную зону человека. У Сауле – это, как правило, был именно рот. У меня даже сохранилась такая фотография.
Я и Маури всюду ходили с видеокамерами, делали документальные съемки.
Я – профессиональный документалист, а для Маури фильмы – увлечение, он работает в системе Евросоюза, живет в Брюсселе.
История о том, как он вообще попал в ту поездку, достойна отдельного рассказа.
Ну то есть «как» - ничего удивительного, я пригласила, а вот уже то, что происходило в процессе, – да.
На одной из остановок, наконец, дошла очередь до Сауле – получать свое бата.
Я увидела, что Бифатима и Сауле расположились на ковре в комнате, подхватила свою камеру и позвала Маури – снимать, как апа дает гадалке «легкие» кумалаки.
Апа высыпала фасоль на ткань, низко наклонилась и стала очень внимательно перебирать зерна. Словно она видит что-то важное в каждом из них. Смотрит в самую сердцевину.
В реальности апы всё – важно. Не рационально выгодно, а просто – важно, и, может быть, именно это меняет природу вещей, которые попадают в её руки. «Святая вода», «святой хлеб», «святые пещеры», «святые камни», и вот – говорящая фасоль. Кумалаки.
Сауле так же сконцентрированно наблюдала за процессом.
Рядом сидела Нина, моя подруга, учитель йоги из Алматы.
Апа взяла горсть фасоли в ладони и запела, как она обычно делает – обращаясь к святым, прося благословения. Это - не какие-то заготовленные тексты, они у нее рождаются в моменте. Образные. И обращенные к Богу и святым.
И вдруг она дала эти кумалаки Нине.
А потом – сделала такие же действия вновь, и передала еще 42 фасолины мне.
А следом – еще один «набор» - Маури.
Наши удивленные лица хорошо видны на видео)
Вот тут -
https://vimeo.com/44402247