Мы на других ресурсах:
Вконтакте
Facebook
instagram
Telegram
Сайт

Автор Тема: Бифатима-апа, суфийский дервиш.  (Прочитано 20178 раз)

Ёlenka

  • ***
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 121
  • сказали спасибо: 13
    • Просмотр профиля
Re: Бифатима-апа, суфийский дервиш.
« Ответ #15 : 19 Август 2014, 06:47:39 »
Я в конце сентября-начале октября собиралась в Ату...здорово было б если срастется всё.

IraBell

  • ***
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 968
  • сказали спасибо: 128
    • Просмотр профиля
Re: Бифатима-апа, суфийский дервиш.
« Ответ #16 : 26 Август 2014, 10:20:56 »
Получила уже много вопросов здесь, и  ВК с просьбой рассказать о поездке в Унгуртас. После алтайских дневников я чувствую некую ответственность перед публикой, ожидающей рассказа, в то же время  чувствую, что повествование о Казахстане будет неполным, так как уверена, что еще только пойму о чем для меня это было. .
Именно из-за непонимания всей глубины  произошедшего есть большая  потребность отсидеться, побыть в новом для меня состояния тишины и силы. Сейчас мне чувствуется, что отчет надо писать примерно через год после поездки, но, повторюсь,  пишу из чувства долга перед читателями-)))

За время пребывания в унгуртасе у меня не было сверх-открытий, супер-откровений, не выросли крылья и не открылся третий глаз.  Однако внутренне состояние и образ мыслей значительно  изменился.  В чем заслуга апашки,  когда Олеся нашла правильные слова, а может быть пришла пора моим жизненным кубикам перекатиться на новую грань - сейчас понять не представляется возможным; да и не надо. Жизнь  доносит свою мудрость разными способами.

Мы провели в унгуртасе  почти две недели, и по-большому счету, это время ничем не отличалось от каникул у бабушки в деревне. Лето, жара, арбузы, сено, большой двор,  бараны-коровы-куры-гуси; неспешное времяпровождение, купание в речке и прогулки по окрестным холмам.
С одним большим исключением - сама бабушка и волшебность места,  куда каждый день едут люди. В начале недели меньше, к выходным поток увеличивается. И у всех просьбы и надежды на апашкину помощь.  Бабушка фантастична и наблюдать за ее работой с людьми огромное удовольствие. С каждым она разная - для одних суровая, для других игривая,  с кем-то серьезная и ни для кого равнодушная.  При первом появлении она слегка пугает, раздает распоряжения, приказывает "иди пить чай". Без чая и молитвы перед едой в унгуртасе не происходит ни одного разговора.  За чаем происходит знакомство, ведутся долгие беседы,  можно просто посидеть рядом с бабушкой. На третий-четвертый день, когда я немного освоилась,  сидя рядом с апашкой, я ловила себя на том же чувстве восхищения, которое бывает в церкви и на святых местах, когда слезы текут сами от благоговения и очищения души.
 Я прятала эти слезы,  так как вокруг были самые  обычные люди, с повседневными заботами, и плачущая "московская" (так называют всех гостей из России) была бы воспринята как экзальтированная особа. Хотя, это скорее были мои опасения, в Унгуртас приезжает невероятное количество людей и там уже ничему не удивляются.
Вскоре мои спонтанные слезы прошли и появился невероятный кайф от замедления и уже какой-то обыденности.  Мы вписались в быт, пасли баранов, мыли посуду, делали уборку, а внутреннее состояние и образ мыслей постепенно менялись. Я ехала к бабушке с определенными вопросами, но поначалу боялась к ней подходить, не понимала, кого из окружающих лучше  попросить быть переводчиком, а через неделю пребывания в голова прояснилась, появилось понимание что надо делать, что важно, что, наоборот, вносит помехи.  И необходимость спрашивать апашку отпала сама собой.
Большую роль в этом процессе сыграла Олеся. Наш проводник объясняла ЧТО на самом деле происходит; показывала двойные и тройные смыслы происходящего, учила  замечать знаки, рассказывала детали суфийского мировоззрения, да и просто делилась женскими хитростями.   Можно сказать, что у нас получился индивидуальный выездной тренинг, совмещенный с выездной  психотерапевтической сессией, протяженной во времени. Олеся очень многие вещи показала мне с новой стороны, заставила задуматься, подсказала как использовать ресурс, полученный в унгуртасе.
Без проводника моя поездка была бы в разы менее эффективна и многие события ускользнули бы от моего внимания.

В апашкином подворье вся жизнь вертится вокруг баранов.  День начинается с утреннего выпаса, это обязанность новичков,  через пару дней после приезда. Баранов пасти интересно.   Старожилы показали нам три разных стратегии выпаса; когда  мы остались два новичка вдвоем, тактика была совершено отличная, но тоже результативная.  Однажды, наблюдая за стадом баранов,  я увидела четкие параллели в поведении этих животных и гражданского общества.  Законы исключений не знают,  впереди всегда одни и те же, паршивая овца всегда портит стадо, в страхе все бегут в одном направлении, в спокойствии делятся на кучки и разбредаются. Вспомнились все народные пословицы и поговорки о козах и баранах, и, оказалось, что все они совершенно правдивы, и стало понятно какую значительную роль играли эти животные в деревенской жизни.   По некотором размышлении, оказалось, что символы власти- скипетр и держава, на самом деле гипертрофированные палка пастуха и камень.  Баранами день начинается и баранами заканчивается.   Через барана проводят все основные обряды, его приносят в жертву, из мяса  готовят еду. Это энергия того места.

Кроме основных обрядов на очищение рода, бабушка устроила нам "Унгуртас-спа": регулярное обертывание в шкуру барана, медовое обертывание, банки и баня.  В сочетании с унгуртас- фитнесом: пробежкой с баранами по  холмам, перекидыванием сена  и походами на святую гору в сопровождении приезжих; Программа оздоровления дала фантастические результаты-)) думаю, что за две недели  мой вес снизился на 4-5 кг.
Мы смеялись, что надо приехать к бабушке на все лето  и красивое, здоровое, стройное тело тебе гарантировано.
Особенность этого святого места еще в том, что оно питает своей энергией и есть хочется гораздо меньше, чем на "большой земле".
Я видела, как молодой здоровый мужчина, три часа физически работавший, вслух удивлялся, что одной чайной пиалки картошки и две ложки салата достаточно, он никогда не думал, что может наесться таким малым количеством еды.
Зато арбузов  мы ели вдоволь.  И в голове у меня щелкнуло, что сбылась еще одна моя  детская хотелка - лето в Средней Азии и много арбузов, все настоящее вокруг и мне хо-ро-шо....
Еда в унгуртасе занимала настолько мало места, что как-то я спохватилась, что  третий день живу на чае, арбузах и молоке с хлебом. Энергии хватает,  все время чем-то занят, даже если релаксируешь,  испарились тревожности и были услышаны истинные желания тела. Стало понятно когда пришел голод. Для  меня  случилось откровение в различии ощущений физического и нервного голода.  Оказалось, что физический голод довольно легко терпится,  можно спокойно подождать еды и час и два. При необходимости и больше. Это в корне отличается от  навязчивого желания пожевать,  которое, если не удовлетворить, заслонишь собой все остальные мысли и желания.  Для меня такое "приобретение" очень ценно; холю его и лелею.

Обертывание в шкуру барана - особый опыт.  У нас даже появился термин "шкуронавт". Человека кладут на свежую шкуру, обматывают полиэтиленом и укрывают теплыми одеялами. Оставляют открытым только лицо.
И в шкуре надо пролежать не менее трех часов.  Тело прогревается, все  лишнее выходит пОтом, размягчаются суставы и мышечные зажимы. Кожа становится сказочной.   Лежать, правда, тяжело. Очень жарко, тело ломит, пот заливает глаза.  Хочется встать и уйти из этой пытки.  Я решила  принять этот опыт как практику умения оставаться в моменте - я знаю, что это не смертельно, что  много людей проходит через это, значит и я смогу, несмотря на то, что мне хочется сбежать.  Как только смирилась с ситуацией, начало отпускать, а пока лежала, страдала и накручивала себя, что это невозможно терпеть - каждые десять секунд казались вечностью. В шкуре у каждого происходят свои процессы.  Меня в какой-то момент накрыло эмоциями, волнами стали вспоминаться и выходить слезами  давние обиды, даже обидки, я бы сказала.  Память подкидывала их одну за одной, а я из выплакивала.
Подошел  мужчина: Вы плачете,  Вам плохо?
- нет,  мне хорошоооо; а сама в захлеб реву....

После шкуры тело отдает тепло еще несколько часов, запущенная чистка продолжается, под одеялом жарко, но большой бонус, что шевелиться можно. Все-таки позу мумии сложно  долго выдерживать.

Интересно наблюдать за приезжающими людьми. Те, кто в первый раз, задают вопросы - откуда вы?  лечится приехали? Вы у бабушки учитесь? А она нам точно поможет? 
 На вопросы о себе можно вообще не отвечать,   Говоришь только "из России...  Здесь люди, если хотят, сами рассказывают ... Давайте оставим вопросы обо мне.. Лучше я вам на вопросы об апашке отвечу" . И все понимающе кивают головами - ну да, человек издалека приехал, мало ли что. Не хочет говорить - не надо.
Бабушка многим дает местное имя. Причем не всем и не сразу, говорит "на тебя приказ пришел - теперь тебя зовут так-то".  Нам имена пришли в первый же день, что было очень удобно.  Кто ты, что ты - вся твоя прежняя личность осталась за пределами унгуртаса, а здесь есть женщина вот с таким именем и  она такая  - в платке, колхозной одежде, ходит, что-то себе думает, посуду моет.   Под новым именем гораздо легче  проживаются все процессы, оно  удовлетворяет людей и ставит барьеры для любопытных и, действительно, дает что-то большее.

Все время пребывания в унгуртасе обсуждалась возможность поездки по святым местам в Туркестан. Я не знала, что есть такой город, думала, что это  устаревшее литературное название Средней Азии.
Апашка собиралась в паломничество, нам любопытно, даже нашелся организатор поездки, но не сложилось.  Как говорят, в Казахстане такое часто случается.. С одной стороны мне жаль, что я туда не попала, но  уже чувствовала, что полученного объема достаточно и можно ехать домой.  Я взяла максимум возможного на этот момент.
Прощаясь, я попросила апашку взять меня в Туркестан в следующее паломничество. Должен быть очень интересный духовный опыт и подготовка к  осуществлению еще одной моей детской мечты - поездке в Бухару и Самарканд.

Живу в Европе, езжу туда часто, но  все-таки в душе я "скиф и азиат".

"сердце открывай. Сама все будешь видеть.А сердце закрыто - головой не поймешь". Бифатима-апа

Правка Тела, моя группа.
https://vk.com/pravka_irabell

потихоньку дозрела до жж  http://blog-irabell.livejournal.com/

maryla

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13646
  • сказали спасибо: 583
  • Мария Гусева
    • Просмотр профиля
Re: Бифатима-апа, суфийский дервиш.
« Ответ #17 : 26 Август 2014, 10:35:22 »
отлично!
Имей совесть и делай, что хочешь! (С)
http://m-a-r-y-l-a.livejournal.com/705610.html

Margarita

  • Гость
Re: Бифатима-апа, суфийский дервиш.
« Ответ #18 : 26 Август 2014, 17:45:38 »
IraBell,
Спасибо огромное.



« Последнее редактирование: 26 Август 2014, 17:48:33 от Margarita »

Olesya Bondareva

  • ***
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 174
  • сказали спасибо: 26
    • Просмотр профиля
Re: Бифатима-апа, суфийский дервиш.
« Ответ #19 : 26 Август 2014, 18:59:05 »
да, спасибо! отличный текст)
к слову,  в октябре готовится еще одна поездка к бифатиме-апе и, вероятно, в туркестан. можно присоединяться - кому актуально.
туркестан  - особая история. поездка к мавзолеям казахстанских святых. собственно сам город в древности назывался ясы я был известен как один из важных центров средневековой жизни тех мест. торговая столица - на великом шелковом пути. и - центр суфизма. там был свой орден суфийский. со своими традициями. и со своими святынями. арыстан-баб, кожа ахмет ясави... и  - целый ряд разных почитаемых святых мест, человеческих историй, качеств, судеб...
если к бифатиме проводник -я, то к святым - она,  во всяком случае так было для меня.  она проявила для меня силу и смысл личных отношений со святыми. с развоплощенными мастерами. показала, как можно учиться у них, открываться им и получать ответы. и теперь это работает для меня не только в казахстане.  везде.
сейчас напиш поподробней и выложу тут. почувствовала, что надо.
« Последнее редактирование: 26 Август 2014, 19:31:28 от Olesya Bondareva »

Olesya Bondareva

  • ***
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 174
  • сказали спасибо: 26
    • Просмотр профиля
Re: Бифатима-апа, суфийский дервиш.
« Ответ #20 : 06 Сентябрь 2014, 07:45:44 »
Вот такое скоро будет в алматы

Гуру-арт. Визуальные объекты мастеров духовных традиций мира.
Казахстан. Бифатима Даулетова.

 В каждой духовной традиции есть своя художественная линия, и часто авторами объектов мистического искусства являются именно мастера той или иной традиции (шаманы, целители, православные или буддистские монахи и так далее). Так же, как и для актуального искусства, наилучшим образом воспринимающегося в контексте современной жизни, и для мистического искусства необходим свой контекст. Вырванные из него и помещенные в музей, культовые объекты часто теряют свои сакральные свойства, превращаясь в реликты. Гуру – арт – выставочный проект документалиста Олеси Бондаревой, центральная идея которого –совмещение в одном выставочном пространстве объектов мистического искусства и документального фото, видео , показывающего значимые моменты практики духовной или целительской традиции, или конкретного уникальноо мастера,  ритуалы, обряды, атмосферу, в которой создавались выставленные объекты, сопроводительных текстов, а по возможности – приглашение в пространство выставки самих носителей традиции. Это увеличивает объем восприятия сакральных объектов современной аудиторией , жителями городов, не имеющими чувственного опыта, передаваемого традицией, личных ассоциаций и  переживания обрядов и инициаций,  необходимых для точного восприятия мистического искусства.
Для того, чтобы собрать документальный материал, позволяющий создать контекст для сакрального искусства, документалист подолгу жеивет рядом с мастером традиции, наблюдает его жизнь и быт, и не только фото и видео, но и сопроводительные тексты – это результат личного опыта “погружения” в традицию, взгляд не снаружи а изнутри,

Данная выставка из серии “Гуру-арт” рассказывает о духовных и целительских традициях Казахстана на примере феномена Бифатимы Даулетовой. Она состоит из“карт дервиша”, нарисованных суфийским мастером  Бифатимой Даулетовой, а также фото, видео и текстов Олеси Бондаревой, рассказывающие о целительских традициях юга Казахстана , которые сохраняет и практикует Бифатима-апа. “Карты дервиша” – это рисунки, которые Бифатима как правило рисует адресно, фломастерами на белой ткани, как  “благословение” и “открытие пути” для конкретного человека. Делается это не по заказу, а  по внутреннему порыву Бифатимы, всегда бесплатно, но - в особый момент, значимый для того, кто получает такой подарок. Бифатима говорит, что эти карты – “дверь”, через которую этот человек может видеть “тонкий мир”, свою судьбу и путь развития. Она никогда не трактует символы, которые изображает там, но предлагает “открывать сердце” и смотреть им, а не умом на эту “карту”. Именно тогда, учит Бифатима, карта будет оказывать целительное поздействие на тело и сознание человека.

Впервые выставка была показана в Москве в галерее Елены Врублевской и вызвала большой интерес у московской аудитории (http://www.vgallery.ru/ru/archives/archive79/archives79.html)

Олеся Бондарева – российский документалист, в настоящее время постоянно проживает в Канаде. В прошлом – журналист  и режиссер программы “Взгляд с Александром Любимовым”, главный редактор крупнейшего в России журнала о цифровой фотографии “Digital Photo”, соучредитель студии документального кино с Институтом Этнологии и Антропологии Российской Академии Наук, сегодня она в основном занимается документальным проектом о живых носителях духовных традиций мира. С Бифатимой Даулетовой она жила полгода в казахском поселке Унгуртас, путешествовала по Югу Казахстана, по России и Украине,  многократно приезжала и давно наблюдает ее жизнь и работу с людьми.

IraBell

  • ***
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 968
  • сказали спасибо: 128
    • Просмотр профиля
Re: Бифатима-апа, суфийский дервиш.
« Ответ #21 : 08 Октябрь 2014, 00:24:42 »
Рада сообщить, что появилась уникальная возможность  совершить паломничество по святым местам Туркестана  вместе в Бифатимой Апой.

(фото Яна Дворкина)

Кроме того, что паломничество само по себе мощный духовный опыт,  уникальность поездки в том,  что вы станете участником документального  фильма  Олеси Бондаревой о  духовном наследии Казахстана и о путешествии с Апой.   Для участников экспедиции будет доступно отснятое видео, не вошедшее в итоговый монтаж фильма.   
 

 


Очень интересно о своем опыте паломничества с Апой, о жизни в Унгуртасе, пишет  девушка, многократно  там побывавшая:     

Я напишу здесь о своем личном опыте, может быть он сможет передать вам какое то ощущение, что же такое паломничество и святые места… Но это лично мой опыт и у всех происходит все совершенно по разному, поэтому мне не хочется писать претендуя на объективность, я могу рассказать лишь то, что проживала сама…


http://yana-dvorkina.livejournal.com/39943.html
Читайте, вдохновляйтесь,  понимайте насколько именно вам это надо.  Там же найдете много фотографий.   



Организационные  вопросы: 
1)  Сроки поездки  31 октября - 7 (или 8 ) ноября 2014.
2)  Бюджет -  45 000 руб + дорога до Алматы.   
3)  Заявки на участие - мне в личку  здесь или http://vk.com/irina.beletskaia   

Дополнительные вопросы  - можно  обсудить здесь. 
« Последнее редактирование: 08 Октябрь 2014, 19:43:23 от IraBell »
"сердце открывай. Сама все будешь видеть.А сердце закрыто - головой не поймешь". Бифатима-апа

Правка Тела, моя группа.
https://vk.com/pravka_irabell

потихоньку дозрела до жж  http://blog-irabell.livejournal.com/

Olesya Bondareva

  • ***
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 174
  • сказали спасибо: 26
    • Просмотр профиля
Re: Бифатима-апа, суфийский дервиш.
« Ответ #22 : 08 Октябрь 2014, 09:39:12 »
Скажу от себя, что путешествие с апой - действительно уникальный опыт. Редкий. И я бы советовала взять времени с запасом - чтобы была возможность побыть с нею не только в паломничестве, но и в ее пространстве -  какое то время. В Унгуртасе. Или в Туркестане. Как получится. И то и другое - сильно. На бюджете поездки это не сказывается ) Речь идет именно о времени.

IraBell

  • ***
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 968
  • сказали спасибо: 128
    • Просмотр профиля
Re: Бифатима-апа, суфийский дервиш.
« Ответ #23 : 22 Май 2015, 11:27:57 »
И дольше века длится день..
Вообще-то Б. Пастернак, но все-таки Ч. Айтматов


 На майских праздниках была я в Казахстане, поехала специально к Бифатиме- апе.  Странное такое чувство: никто меня туда не зовет, что я буду там делать не знаю, а вот душа просит, говорит, что там ей будет хорошо.   Я нашла для себя кучу «разумных» аргументов почему мне туда надо, и таким образом успокоив свою рациональную часть, купила билеты и с нетерпением начала ждать…

Дорогу делает Мастер. Казахстан был конечной точкой моего паназиатского турне, прежде чем добраться в Алматы – мне предстояло восемь взлетов-посадок, и я поняла, что тащить через полмира вещи, которые мне пригодятся только в Унгуртасе крайне накладно – будут большие траты за перевес багажа.  Поэтому, я собрала свои вещи в рюкзак и отправила его   транспортной компанией напрямую в Алматы, рассчитав время с запасом, что к моему приезду все кроссовкиштанытапки будут тихо –мирно меня дожидаться по указанному адресу.   Но что-то в пространстве решило по-другому.    За один день до моего прибытия, славный рюкзак находился в пути по бескрайним степям Казахстана и выдать его обещали только через неделю.    А я в Китае, а времени на шоппинг совсем нет, да и нет в их магазинах на меня там одежды и обуви -   я сильно отличаюсь от размеро-роста средней китаянки.    Ну что делать – решила часть своего гардероба стиля city elegance пожертвовать на прелести сельской жизни.  А с обувью проблема, а теплых вещей нет – ну будь что будет.  Написала письма знакомым, с кем планировала встретиться в Унгуртасе, с просьбой помочь чем могут.   И когда я приехала – вся необходимая экипировка появилась волшебным образом.  Один человек дал обувь, второй одежду, третий жилетку и носки, случайные люди подарили шляпу от солнца и так хорошо мне от этого стало.  Люди вокруг есть, надо просить - они открыты и помощь приходит быстро.   

Но это был не единственный урок опоздавшего рюкзака.  Я же из командировки, с очень (ОЧЕНЬ) большим чемоданом, который   занимает   много места, его сложно куда-то пристроить.  Первые дни мой чемодан лежал в одном доме, а жила я в другом.  Приходилось ходить туда-сюда, вызывая недовольство: например, надо мне взять зубную щетку, а люди уже спать легли, а я об этом не знаю, шумлю, а им вставать в шесть утра – с баранами идти…  и слышу их недовольство…    А еще так получилось, что   каждую ночь я спала на новом месте: приезжали люди и апаша   перемещала   всех в пространстве.   В общем, путешествия по кроватям в пространстве двух домов в компании большого чемодана помогло мне разобраться с одной давней ситуацией в моей жизни и показало несколько моментов из настоящего.  И вишенкой на торте - легкий упрек от пространства: «слишком много барахла у тебя, дорогуша, половиной легко обойдешься». Я во все поездки вещей беру гораздо больше, чем использую, но вот взять необходимый минимум – мне сложно.   …А вдруг? А я не готова….   В следующую поездку попробую собираться по-другому.   
Второй раз приехать и проще, и сложнее одновременно.   Было крайне приятно, что апа меня сразу узнала, назвала по имени (то имя, которое она мне дала), спросила, как дела у моей подруги, с которой мы приезжали к ней в прошлом году.  У нее такой поток людей, а она чувствует, помнит.  И я поняла – что уже   я своя.   «Чай пей! Там ложись!»  Все, приехала… 

В этот раз людей, живущих в доме апы, было около десяти человек, и по сказочному стечению обстоятельств   с половиной из них мы пересеклись   в мой первый приезд в Унгуртас. Ощущения из далекого детства, когда приехал к бабушке на каникулы и встречаешь друзей, с которыми год не виделся. Я дома, мне хорошо и так интересно - что у кого произошло; проще рассказать о себе; то, что мы уже встречались раньше дает доверие и спокойствие, что этот человек здесь не просто так. 

На самом деле апа говорит, что просто так никто к ней не приезжает.  Если человек добрался до нее - значит его привели предки. Значит всему роду нужно решение проблем, с которыми человек к ней обращается.  На горе, куда все идут, после обязательного чаепития, есть камень – Махабат, камень любви. Любви глобальной, всеобъемлющей в ее самом наивысшем значении.  И на эту гору человек восходит один, а после молитвы, он возвращается обратно со всем своим родом. Поэтому вопросы и просьбы к бабушке почти всегда задаются после возвращения с горы.   «Все проблемы человек должен решать сам, а я – проводник, помогаю вам, молюсь, чтобы быстро и хорошо получилось». 

На горе установили три новых камня, у каждого из них есть свой смысл, а первых людей вести туда пришлось в день приезда.  «Людей гора веди» - «Апа, мы же ничего про новые камни не знаем, что людям рассказывать?» - «Что почувствуешь, то и говори, значит так правильно».  И наиболее опытному из нас проводнику, тоже только приехавшей, надо было вести людей, чувствовать, рассказывать - и получилось.  Сложилась очень красивая последовательность: пять камней, пять молитв, у каждого своего смысла и главная молитва у камня Махабат.   Потом, когда попросили апу рассказать значение камней, оказалось, что и не сильно мы ошиблись.   И я водила людей на гору неоднократно, и так интересно и радостно видеть, как за час с небольшим меняется выражение глаз, люди открываются, молятся с Верой, Надеждой и Любовью.  И путь, длиной не больше двух километров, становится для многих настоящим паломничеством. 

На 9-мая у меня была особенная группа посетителей - великолепные байкеры, совершающие пробег на День Победы.  Апа отправила их на гору на мотоциклах.  Это редчайшее исключение.   Все, кто на ногах, на гору идут пешком.   На машинах туда поднимают больных или очень пожилых людей.   И   в самостоятельном восхождении есть очень глубокий смысл: пока в молчании преодолеваешь крутой подъем, думаешь, зачем ты сюда пришел и вообще, что тебе надо, случается очень много осознаний, чувствуется энергия места и молитва получается очень глубокой и искренней.  А вот пожалуйста, не менее десяти байков (и байкеров) во всем своем великолепии оказываются на вершине святой горы, посреди цветущих маков на пронизывающем ветре.  Энергия места, энергия компании просто зашкаливала.   Часть ковбоев осталась со своими машинами, а добрая половина прошла по всему пути, и я чувствовала, что им это действительно нужно.    Апу эта компания очень заинтересовала – она впервые в жизни увидела байкеров, с удовольствием с ними общалась, а потом еще меня спрашивала - почему эти люди в черном, и чем это таким они занимаются.    Она сказала: среди них был один -  он видит, он понял, что гора сильная и что на Айдахар сейчас пусто.
 
Айдахар – это первая гора, которую открыла апа и именно туда сначала она отправляла людей.  К ней (и к апе и к горе) приезжало большое количество людей.  Место набрало свою силу, помогало всем пришедшим.  А потом как в злой сказке, или реальной жизни, жадные люди, увидев, нескончаемый поток посетителей, выкупили это место, обнесли забором и стали брать плату за вход.  И место постепенно начало терять свою силу.  Сейчас это известный арт-объект, куда привозят экскурсии, рассказывают об энергетических потоках, показывают ранее установленные камни, но кроме удовлетворения любопытства эта гора людям ничего не приносит.   Святое место должно служить всем, его нельзя обносить забором и устанавливать цену услуги.  Каждый должен иметь возможность приехать, получить поддержку и оплату оставить по возможности.   Дракон Айдахар улетел, так говорит апа.  Даже я это почувствовала – еще год назад мне хотелось подняться на эту гору, а сейчас совсем не тянет, пустая она. 

Вот так, неспешно, проходили дни.  Чай-бараны-молоко-гора-огород-речка… За внешней размеренностью каждый день был настолько насыщенным и упоительным, что, несмотря на усталость, вечером было жалко засыпать.  Я выходила во двор, ложилась на кровать с продавленной панцирной сеткой, смотрела на южные звезды, слушала лягушек и перекличку собак.   И хотелось продлить – продлить эти прекрасные унгуртасские каникулы...

Но все равно пришло время собираться в дорогу.  «Ты будешь рассказывать про меня людям, говори им как ко мне прийти, объясняй, как приехать» - напутствовала меня апа.  И пригласила с собой в поездку в Туркестан через год: «приезжай, сначала здесь побудешь, а потом поедем, я тебе покажу…»  В Унгуртасе так говорят: первый визит – знакомство; второй – лечение; третий- вроде сердце?  Дай бог сложится, конечно поеду. 
   
А опоздавший рюкзак прибыл за день до отъезда, и надо мной даже смеялись – что из Унгуртаса я могу поехать куда угодно: ВСЕ вещи со мной, даже ноутбук и рабочие документы.
"сердце открывай. Сама все будешь видеть.А сердце закрыто - головой не поймешь". Бифатима-апа

Правка Тела, моя группа.
https://vk.com/pravka_irabell

потихоньку дозрела до жж  http://blog-irabell.livejournal.com/