И дольше века длится день..
Вообще-то Б. Пастернак, но все-таки Ч. Айтматов
На майских праздниках была я в Казахстане, поехала специально к Бифатиме- апе. Странное такое чувство: никто меня туда не зовет, что я буду там делать не знаю, а вот душа просит, говорит, что там ей будет хорошо. Я нашла для себя кучу «разумных» аргументов почему мне туда надо, и таким образом успокоив свою рациональную часть, купила билеты и с нетерпением начала ждать…
Дорогу делает Мастер. Казахстан был конечной точкой моего паназиатского турне, прежде чем добраться в Алматы – мне предстояло восемь взлетов-посадок, и я поняла, что тащить через полмира вещи, которые мне пригодятся только в Унгуртасе крайне накладно – будут большие траты за перевес багажа. Поэтому, я собрала свои вещи в рюкзак и отправила его транспортной компанией напрямую в Алматы, рассчитав время с запасом, что к моему приезду все кроссовкиштанытапки будут тихо –мирно меня дожидаться по указанному адресу. Но что-то в пространстве решило по-другому. За один день до моего прибытия, славный рюкзак находился в пути по бескрайним степям Казахстана и выдать его обещали только через неделю. А я в Китае, а времени на шоппинг совсем нет, да и нет в их магазинах на меня там одежды и обуви - я сильно отличаюсь от размеро-роста средней китаянки. Ну что делать – решила часть своего гардероба стиля city elegance пожертвовать на прелести сельской жизни. А с обувью проблема, а теплых вещей нет – ну будь что будет. Написала письма знакомым, с кем планировала встретиться в Унгуртасе, с просьбой помочь чем могут. И когда я приехала – вся необходимая экипировка появилась волшебным образом. Один человек дал обувь, второй одежду, третий жилетку и носки, случайные люди подарили шляпу от солнца и так хорошо мне от этого стало. Люди вокруг есть, надо просить - они открыты и помощь приходит быстро.
Но это был не единственный урок опоздавшего рюкзака. Я же из командировки, с очень (ОЧЕНЬ) большим чемоданом, который занимает много места, его сложно куда-то пристроить. Первые дни мой чемодан лежал в одном доме, а жила я в другом. Приходилось ходить туда-сюда, вызывая недовольство: например, надо мне взять зубную щетку, а люди уже спать легли, а я об этом не знаю, шумлю, а им вставать в шесть утра – с баранами идти… и слышу их недовольство… А еще так получилось, что каждую ночь я спала на новом месте: приезжали люди и апаша перемещала всех в пространстве. В общем, путешествия по кроватям в пространстве двух домов в компании большого чемодана помогло мне разобраться с одной давней ситуацией в моей жизни и показало несколько моментов из настоящего. И вишенкой на торте - легкий упрек от пространства: «слишком много барахла у тебя, дорогуша, половиной легко обойдешься». Я во все поездки вещей беру гораздо больше, чем использую, но вот взять необходимый минимум – мне сложно. …А вдруг? А я не готова…. В следующую поездку попробую собираться по-другому.
Второй раз приехать и проще, и сложнее одновременно. Было крайне приятно, что апа меня сразу узнала, назвала по имени (то имя, которое она мне дала), спросила, как дела у моей подруги, с которой мы приезжали к ней в прошлом году. У нее такой поток людей, а она чувствует, помнит. И я поняла – что уже я своя. «Чай пей! Там ложись!» Все, приехала…
В этот раз людей, живущих в доме апы, было около десяти человек, и по сказочному стечению обстоятельств с половиной из них мы пересеклись в мой первый приезд в Унгуртас. Ощущения из далекого детства, когда приехал к бабушке на каникулы и встречаешь друзей, с которыми год не виделся. Я дома, мне хорошо и так интересно - что у кого произошло; проще рассказать о себе; то, что мы уже встречались раньше дает доверие и спокойствие, что этот человек здесь не просто так.
На самом деле апа говорит, что просто так никто к ней не приезжает. Если человек добрался до нее - значит его привели предки. Значит всему роду нужно решение проблем, с которыми человек к ней обращается. На горе, куда все идут, после обязательного чаепития, есть камень – Махабат, камень любви. Любви глобальной, всеобъемлющей в ее самом наивысшем значении. И на эту гору человек восходит один, а после молитвы, он возвращается обратно со всем своим родом. Поэтому вопросы и просьбы к бабушке почти всегда задаются после возвращения с горы. «Все проблемы человек должен решать сам, а я – проводник, помогаю вам, молюсь, чтобы быстро и хорошо получилось».
На горе установили три новых камня, у каждого из них есть свой смысл, а первых людей вести туда пришлось в день приезда. «Людей гора веди» - «Апа, мы же ничего про новые камни не знаем, что людям рассказывать?» - «Что почувствуешь, то и говори, значит так правильно». И наиболее опытному из нас проводнику, тоже только приехавшей, надо было вести людей, чувствовать, рассказывать - и получилось. Сложилась очень красивая последовательность: пять камней, пять молитв, у каждого своего смысла и главная молитва у камня Махабат. Потом, когда попросили апу рассказать значение камней, оказалось, что и не сильно мы ошиблись. И я водила людей на гору неоднократно, и так интересно и радостно видеть, как за час с небольшим меняется выражение глаз, люди открываются, молятся с Верой, Надеждой и Любовью. И путь, длиной не больше двух километров, становится для многих настоящим паломничеством.
На 9-мая у меня была особенная группа посетителей - великолепные байкеры, совершающие пробег на День Победы. Апа отправила их на гору на мотоциклах. Это редчайшее исключение. Все, кто на ногах, на гору идут пешком. На машинах туда поднимают больных или очень пожилых людей. И в самостоятельном восхождении есть очень глубокий смысл: пока в молчании преодолеваешь крутой подъем, думаешь, зачем ты сюда пришел и вообще, что тебе надо, случается очень много осознаний, чувствуется энергия места и молитва получается очень глубокой и искренней. А вот пожалуйста, не менее десяти байков (и байкеров) во всем своем великолепии оказываются на вершине святой горы, посреди цветущих маков на пронизывающем ветре. Энергия места, энергия компании просто зашкаливала. Часть ковбоев осталась со своими машинами, а добрая половина прошла по всему пути, и я чувствовала, что им это действительно нужно. Апу эта компания очень заинтересовала – она впервые в жизни увидела байкеров, с удовольствием с ними общалась, а потом еще меня спрашивала - почему эти люди в черном, и чем это таким они занимаются. Она сказала: среди них был один - он видит, он понял, что гора сильная и что на Айдахар сейчас пусто.
Айдахар – это первая гора, которую открыла апа и именно туда сначала она отправляла людей. К ней (и к апе и к горе) приезжало большое количество людей. Место набрало свою силу, помогало всем пришедшим. А потом как в злой сказке, или реальной жизни, жадные люди, увидев, нескончаемый поток посетителей, выкупили это место, обнесли забором и стали брать плату за вход. И место постепенно начало терять свою силу. Сейчас это известный арт-объект, куда привозят экскурсии, рассказывают об энергетических потоках, показывают ранее установленные камни, но кроме удовлетворения любопытства эта гора людям ничего не приносит. Святое место должно служить всем, его нельзя обносить забором и устанавливать цену услуги. Каждый должен иметь возможность приехать, получить поддержку и оплату оставить по возможности. Дракон Айдахар улетел, так говорит апа. Даже я это почувствовала – еще год назад мне хотелось подняться на эту гору, а сейчас совсем не тянет, пустая она.
Вот так, неспешно, проходили дни. Чай-бараны-молоко-гора-огород-речка… За внешней размеренностью каждый день был настолько насыщенным и упоительным, что, несмотря на усталость, вечером было жалко засыпать. Я выходила во двор, ложилась на кровать с продавленной панцирной сеткой, смотрела на южные звезды, слушала лягушек и перекличку собак. И хотелось продлить – продлить эти прекрасные унгуртасские каникулы...
Но все равно пришло время собираться в дорогу. «Ты будешь рассказывать про меня людям, говори им как ко мне прийти, объясняй, как приехать» - напутствовала меня апа. И пригласила с собой в поездку в Туркестан через год: «приезжай, сначала здесь побудешь, а потом поедем, я тебе покажу…» В Унгуртасе так говорят: первый визит – знакомство; второй – лечение; третий- вроде сердце? Дай бог сложится, конечно поеду.
А опоздавший рюкзак прибыл за день до отъезда, и надо мной даже смеялись – что из Унгуртаса я могу поехать куда угодно: ВСЕ вещи со мной, даже ноутбук и рабочие документы.